Получить консультацию
Рубрика вопроса

Можно ли относить на вычеты транспортные расходы, если в CMR указана печать не перевозчика, а другой сторонней организации?

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации. Дата: 12 июня 2019 г. Категория: Налоговый учет

Вопрос:

ТОО, ОУР, плательщик НДС.

ТОО "А" приобретает товар из РФ. ТОО "Б" является грузоперевозчиком товара согласно подписанному договору с ТОО "А".
При отгрузке товара поставщиками из РФ оформляется CMR (международная транспортная накладная), где в графе 16 и 23 проставляются штампы ТОО "В", с которым у ТОО "А" нет договорных отношений.

Вправе ли ТОО "А" относить на вычеты транспортные расходы по выставленному акту выполненных работ  от ТОО "Б"  с указанием данных ТОО "В" в CMR?

 

Ответ:

В соответствии с положениями п. 1 ст. 242 Налогового кодекса РК расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных ст. 242263 Налогового кодекса РК, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом РК.

Т.е. Ваше ТОО вправе отнести на вычеты по КПН расходы по приобретенным товарам, работам, услугам, если эти расходы связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно п. 3 ст. 242 Налогового кодекса РК вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Т.е. для отнесения расходов на вычеты у Вашего ТОО должны быть в наличии подтверждающие документы.

Исходя из положений п. 1 ст. 190 Налогового кодекса РК налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса РК в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

При этом, положениями пп. 1) п. 2 ст. 190 Налогового кодекса РК установлено, что учетная документация включает в себя в т.ч. бухгалтерскую документацию.

Вместе с тем, учитывая положения п. 3 ст. 190 Налогового кодекса РК налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Таким образом, учетная документация в целях налогового учета включает в себя бухгалтерскую документацию и в целом налоговый учет основывается на бухгалтерском учете, ведение которого осуществляется в соответствии с требованиями Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

В соответствии с положениями п. 1 ст. 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерская документация включает в себя первичные документы.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

Т.е. первичные документы являются бухгалтерской документацией в целях бухгалтерского учета и учетной документацией в целях налогового учета.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком РК в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Т.е. формы и требования к первичным документам регламентированы Приказом Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов».

Вместе с тем, исходя из положений пп. 2) п. 5 ст. 20 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» уполномоченный орган разрабатывает и утверждает порядок ведения бухгалтерского учета.

Правила ведения бухгалтерского учета утверждены Приказом Министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241.

Учитывая положения п. 27 и 32 Правил ведения БУ:

- для приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), за исключением строительно-монтажных работ, применяется акт выполненных работ (оказанных услуг), форма (Р-1) которого утверждена Приказом № 562, который составляется исполнителем для подтверждения факта совершения хозяйственной операции;

- для учета реализации запасов применяется накладная на отпуск запасов на сторону, форма (З-2) которой утверждена Приказом № 562.

Таким образом, при приобретении товаров, работ, услуг у Вашей Компании должны быть первичные документы от поставщика – акт по форме Р-1 или накладная по форме З-2.

На основании вышеизложенного, расходы по приобретенным товарам, работам, услугам отражаются в бухгалтерском учете и относятся на вычеты по КПН на основании первичных документов (акт Р-1 или накладная З-2), а не CMR.

Функционально, накладная CMR - является доказательным документом, подтверждающим заключение договора международной автомобильной перевозки груза.

Следовательно, если у Вас есть первичные документы (акт по форме Р-1), то Вы вправе отнести на вычеты по КПН данные расходы.

В целях минимизации налоговых рисков, предлагаем в соответствии с Правилами заполнения CMR обратиться к ТОО «Доставка» с предложением заполнения пункта 17 CMR.

В пункте 17  CMR заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.



Транспортные расходы, документы, АВР, Вычеты, печать, третье лицо

вернуться назад