Филиалы и представительства: правовые аспекты, бухгалтерский и налоговый учет

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

 

Продолжение. Начало в № 25

Бухгалтерский учет

Порядок ведения бухгалтерского учета индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, филиалами, представительствами и постоянными учреждениями иностранных юридических лиц, зарегистрированных на территории РК в соответствии с законодательством РК, установлен приказом министра финансов РК «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета» от 31 марта 2015  года № 241.

Ведение бухгалтерского учета юридическим лицом-резидентом в своих структурных подразделениях осуществляется в зависимости от принятой учетной политики.

Следовательно, бухгалтерский учет структурного подразделения может вестись как в головном офисе, так и в структурных подразделениях, вне зависимости от их места нахождения. В связи c тем, что структурные подразделения не являются юридическими лицами, отдельный баланс и консолидация баланса не проводятся.

Рабочий план счетов организации составляется таким образом, чтобы можно было учитывать операции с филиалами, представительствами. Для этих целей в нем предусматриваются необходимые счета и субсчета.

Первичные учетные документы составляются от имени или на имя организации, поскольку именно она, а не ее подразделение приобретает права и обязанности по всем сделкам.

В учетной политике дополнительно может быть определен порядок распределения расходов между организацией и подразделениями.

Здесь необходимо учитывать возможности документального подтверждения всех операций. Поэтому приложением к приказу об учетной политике может быть, к примеру, положение о внутреннем учете и отчетности структурных подразделений. При этом важное значение приобретают правила и график документооборота между организацией и ее обособленными подразделениями.

Организация бухгалтерского учета и учета первичных документов во многом зависит от того, выделяется ли учет имущества и хозяйственных операций структурного подразделения на отдельный учет или ведется централизованно в головном предприятии.

Как правило, в подразделениях, в которых объем операций и количество сотрудников незначительны, централизованный учет ведется в головном предприятии. Обычно такие подразделения не имеют и собственного банковского счета. Все денежные и материальные средства они получают от головной организации.

Структурные подразделения без отдельного учета не имеют собственной бухгалтерии (бухгалтера) и не ведут бухгалтерский учет. Первичные учетные документы, оформленные в подразделении, передаются в бухгалтерию головной организации. Сроки для такой передачи устанавливаются внутренними актами. Бухгалтерия организации производит обработку указанных документов и отражает их в учете.

Если в таком подразделении учет все-таки ведется, то он ограничивается, как правило, лишь обработкой и систематизацией первичных документов.

Тем не менее, головная организация должна обес­печить раздельный аналитический учет хозяйственных операций структурных подразделений, у которых нет отдельного учета. Для этого все операции подра">

...


вернуться назад