УЧЕТ И СПИСАНИЕ ГСМ
Автор:
О. Пономарева, финансовый консультант
Расходы на горюче-смазочные материалы и их признание в налоговом учете – «больной» вопрос для бухгалтеров большинства организаций. В данной статье рассмотрены вопросы учета, нормирования и списания ГСМ.
Основной функцией автомобильного транспорта является перевозка грузов и пассажиров, применение его в качестве служебного автотранспорта. Основная статья расходов на содержание транспорта – затраты на топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ): бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ, керосин, дизельное, автотракторное и прочие масла и так далее. В бухгалтерском учете затраты на горюче-смазочные материалы для автомобильного транспорта относятся на расходы, включаемые в себестоимость продукции (товаров, услуг) и, соответственно, идущие на вычеты в целях налогообложения, только подтвержденные маршрутными или путевыми листами, показателями спидометра, а также соответствующими первичными документами (квитанции, чеки, счета). Приобретение ГСМ осуществляется предприятиями за наличный расчет, безналичный расчет согласно договорам с предприятиями, реализующими ГСМ по талонам и пластиковым карточкам. Например, приобретение талонов и пластиковых карточек в бухгалтерском учете может отражаться следующим образом:
Дебет
|
Кредит
|
Наименование проводки
|
1610
|
1010, 1030
|
Предоплата за талоны, пластиковые карточки
|
1350 субсчет «Талоны»/ «Пластиковые карточки»
|
1610
|
Получены талоны, пластиковые карточки
|
1420
|
1610
|
Согласно счету-фактуре НДС, подлежащий
|
При приобретении талона или карточки необходимо разграничить стоимость за само топливо и стоимость непосредственно талона, карточки. Эти носители информации относятся к бланкам строгой отчетности, и бухгалтер учитывает их на одноименном счете. Такие ценности хранятся в кассе до выдачи материально ответственным лицам, и за их хранение отвечает кассир или другое уполномоченное лицо.
Выдача талонов водителю не является основанием для списания ГСМ на расходы. Основанием является маршрутный и путевой лист, составленный с учетом норм и расхода бензина на километраж пробега.
Согласно налоговому законодательству и нормативным актам по бухгалтерскому учету, основанием для отражения хозяйственных операций в учете служат правильно оформленные первичные документы. На предприятии должен быть издан приказ, в котором водителям автотранспортных средств и соответствующим службам предприятия вменяется в обязанность вести путевые или маршрутные листы, а также ежедневно отмечать показания спидометра. Необходимо установить сроки сдачи путевых листов в бухгалтерию, суммы на приобретение ГСМ, порядок и сроки выдачи их в подотчет водителям. Приобретение топлива за наличный расчет с АЗС оформляется авансовыми отчетами с обязательным приложением оправдательных документов в виде счетов-фактур, чеков, квитанций и т. п.
Для учета работы автотранспортных средств используется следующая первичная документация, утвержденная постановлением Государственного комитета Республики Казахстан по статистике и анализу от 16 ноября 1994 года № 73 «Об утверждении Альбома межведомственных форм первичной учетной документации»:
– путевой лист легкового автомобиля (форма АТ-3);
– путевой лист грузового автомобиля (форма 4-С);
– путевой лист грузового автомобиля (форма 4-П);
– путевой лист грузового автомобиля (форма 4-М);
– путевой лист легкового автомобиля – такси (форма АТ-5);
– путевой лист автобуса (форма АТ- 6);
– журнал учета движения путевых листов (форма 8);
– товарно-транспортные накладные (формы 1-Т, 2-ТМ) и т. д.
Согласно указаниям по применению и заполнению типовых межведомственных форм, разработанных Госкомстатом РК, путевой лист легкового автомобиля (АТ-3) является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления зарплаты водителям. Путевой лист выписывается в одном экземпляре, в нем обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать предприятия, которой принадлежит автомобиль. Путевой лист выписывает водителю диспетчер или иной уполномоченный сотрудник. При этом лист выдается только на один день или смену. На более длительный срок он выписывается в случае, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены). Маршрут перевозок или служебного поручения записывается по всем пунктам следования автомобиля в самом путевом листе.
Заполнение раздела «Движение горючего» производится в полном объеме по всем реквизитам исходя из фактических затрат и показателей приборов. Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета и применяются совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов или актом замера (взвешивания) при перевозке нетоварных грузов. Форма 4-С используется при осуществлении перевозок грузов на условиях оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам, форма 4-П применяется при условиях оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и т. д.
Нормы расходования ГСМ утверждены совместным приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 20 июля 2001 года № 226-I и Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 176 «Об утверждении Правил по нормированию расхода топливо-смазочных и эксплуатационных материалов для автотранспортной и специальной техники» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.10.2007 г.).
Но следует ли их применять в целях налогообложения дохода? Ведь нигде в налоговом законодательстве нет упоминания о нормировании затрат на содержание и эксплуатацию служебных автомобилей. Напротив, при условии документального подтверждения эти расходы могут быть признаны в размере фактически понесенных организацией затрат. Эти документы хран">
...