Учет скидок

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

 

Предоставление скидок для покупателей – распространенная практика привлечения клиентов в торговой деятельности. Рассмотрим документальное оформление скидок, порядок отражения таких выплат в бухгалтерском и налоговом учете организаций.

Скидка по своему экономическому смыслу означает изменение (уменьшение) цены реализуемых товаров (работ, услуг).

Стоит отметить, что если цена товара остается прежней, а продавец поощряет своего покупателя выплатой денежного или натурального вознаграждения, то имеет место не скидка, а выплата премии в денежной или натуральной форме (бонус).

Документальное оформление скидок

Несмотря на то что скидки, премии и бонусы имеют различную экономическую природу, у них есть и общий признак: чтобы была возможность учесть их для целей налогообложения, они должны иметь документальное подтверждение. Во-первых, условие предоставления скидки, выплаты премии или предоставления бонуса должно фигурировать в договоре или же в дополнительном соглашении к нему. Во-вторых, следует получить документ, из которого явно следует, что покупатель имеет право на получение скидки, бонуса или на выплату премии.

Реализация продукции, товаров, а также предоставление работ и оказание услуг производится на основании договора. В соответствии со статьей 385 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – Гражданский кодекс) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законодательными актами случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Согласно статье 445 Гражданского кодекса, договор розничной купли-продажи является публичным договором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Гражданского кодекса цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Все условия по скидкам (порядок предоставления, сумма или процент) отражаются в договоре между продавцом и покупателем.

Организация, которая намерена использовать скидки при работе с клиентами, должна утвердить:

–    маркетинговую политику;

–    список клиентов, которым предоставляются скидки;

–    приказ (распоряжение) руководителя компании об утверждении прайс-листов на весь ассортимент продаваемых товаров, в том числе со скидкой;

–    договор купли-продажи с указанием на формирование цены сделки с учетом размера соответствующих скидок (надбавок) в рамках проведения маркетинговой политики;

–    извещение покупателя о предоставленной скидке (если она предоставлена не в момент приобретения товара);

–    положение о применении дисконтных карт и скидок, предоставляемых их владельцам.

Также в компании должны быть разработаны и утверждены первичные документы. Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным банком Республики Казахстан в соответствии с закон">

...


вернуться назад