Особенности учета и налогообложения в гостиничном бизнесе

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

 

Система бухгалтерского учета и финансовой отчетности в гостиничном бизнесе строится в соответствии с принципами и качественными характеристиками, которые установлены Законом РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28 февраля 2007 года № 234-III (далее - Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности), национальными и международными стандартами финансовой отчетности.

Статьей 4 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности определены основные цели бухгалтерского учета и финансовой отчетности: обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.

Современная гостиница – это комплекс услуг, различных по функциям, но объединенных между собой целью создания оптимальных условий проживания, уровня комфорта для туристов, командированных на различные сроки, и обеспечения общественными формами обслуживания проживающих в комплексе. Создание гостиничных комплексов связано с высокой степенью их социальной и экономической целесообразности, рентабельности. Они призваны играть роль комплексного многоцелевого центра. В связи с этим бухгалтерский и налоговый учет в гостиницах является процессом трудоемким, а изменения, происходящие в законодательстве, требуют от бухгалтера гостиницы отслеживать их сразу по нескольким видам деятельности.

Порядок предоставления гостиничных услуг регламентируется Постановлением Правительства РК «Об утверждении Правил предоставления физическими и юридическими лицами торговых, развлекательных, гостиничных, медицинских и иных услуг на территории столицы» от 21 апреля 2008 года № 366.

Согласно данным правилам, поставщики гостиничных услуг осуществляют свою деятельность при наличии сертификата соответствия, выданного в установленном законодательством порядке. Здание гостиницы (либо часть здания, в котором расположена гостиница) обеспечивается освещаемыми или светящимися информационными вывесками с указанием наименования гостиницы, распорядка работы и площадок для стоянки автотранспортных средств на государственном, русском и при необходимости на английском языках.

Поставщики гостиничных услуг обеспечивают наличие:

1) телефонов коллективного пользования в вестибюле и (или) в кабине с городской, междугородней и международной связью;

2) в гостиничных номерах: телефонной связи, перечня предоставляемых услуг, противопожарной инструкции, телефонного справочника, буклетов, брошюр и других материалов с информацией для туристов на государственном, русском и при необходимости на английском языках.

Гостиничные услуги предполагают также предоставление услуг:

1) прачечной, химчистки;

2) по вызову такси;

3) по организации экскурсий по столице;

4) по предоставлению электронных средств связи, копировальной техники, подключению к электронной сети Интернет;

5) спортивно-оздоровительных;

6) иных услуг в соответствии с договором между потребителем и поставщиком гостиничных услуг.

Порядок и условия проживания в гостинице определяются правилами проживания в гостинице, устанавливаемыми поставщиком гостиничных услуг.

Персонал гостиницы должен иметь соответствующую профессиональную подготовку.

Поставщик гостиничных услуг обеспечивает персонал специальной одеждой и служебными значками (бейджами).

Функциональные обязанности персонала устанавливаются администрацией гостиницы в соответствующих инструкциях.

В учетной политике гостиничной организации должны быть рассмотрены особенности в учете гостиничного бизнеса: план счетов бухгалтерского учета; формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций; порядок проведения инвентаризации и методы оценки товарно-материальных запасов, имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерского учета на предприятиях гостиничного бизнеса

При формировании учетной политики гостинице необходимо особое внимание уделять методу и порядку признания дохода от проживания.

Согласно МСФО (LAS) 18 «Выручка», выручка – это валовое поступление экономических выгод за определенный период в ходе обычной деятельности предприятия, приводящее к увеличению собственного капитала, не связанного с взносами участников собственного капитала.

Выручка должна измеряться по справедливой стоимости полученного или подлежащего получению возмещения.

Сумма выручки, возникающей от операции, обычно определяется договором между предприятием и покупателем или пользователем актива. Она измеряется по справедливой стоимости возмещения, полученного или подлежащего получению, с учетом суммы любых торговых или оптовых скидок, предоставляемых предприятием.

Также необходимо предусмотреть и дату признания выручки от оказания услуг по проживанию, которой может быть дата проживания гостя (каждый прожитый гостем календарный день) или дата выезда гостя.

Если учетной политикой гостиницы для целей бухгалтерского учета установлено, что выручка от оказания услуг по проживанию признается ежедневно, то тогда данная формулировка потребует дополнительного уточнения. Это связано с тем, что ряд гостиниц признают выручку в день заезда гостя, а некоторые гостиницы отражают выручку датой, следующей за днем заезда.

Например, гость заехал 5-го числа и прожил до 8-го числа этого же месяца. Если учетной политикой гостиницы установлено, что выручка признается в день заезда гостя, в бухгалтерском учете гостиницы выручка от проживания будет отражена 5-го, 6-го и 7-го числа. В случае же если выручка признается на следующий день после заезда гостя, то в бухгалтерском учете отражение выручки будет 6-го, 7-го и 8-го числа соответственно.

Гостиница вправе признать выручку в момент заезда гостя, поскольку основные условия, установленные пунктом 20 МСФО (LAS) 18 соблюдаются, а именно:

– сумма выручки может быть надежно измерена;

– существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные с операцией, поступят на предприятие;

– стадия завершенности операции по состоянию на отчетную дату может быть надежно измерена;

– затраты, понесенные при выполнении операции, и затраты, необходимые для ее завершения, могут быть надежно измерены.

Признание выручки по стадии завершенности операции часто называется методом процента выполнения. Согласно этому методу, выручка признается в том же отчетном периоде, когда предоставляются услуги. Признание выручки на этой основе обеспечивает полезную информацию об объеме предоставленных услуг и результатах такой деятельности за период.

Для целей налогового учета при закреплении в учетной политике порядка ежедневного признания выручки гостиницам необходимо руководствоваться статьей 57 Налогового кодекса. Согласно данной статье налогоплательщик (налоговый агент) осуществляет ведение налогового учета в тенге по методу начисления в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

Метод начисления – метод учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалентов. Налогоплательщик (налоговый агент) на основе налогового учета по итогам налогового периода определяет объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, и исчисляет налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

В соответствии с требованиями статьи 6 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться:

1) адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий;

2) хронологическая и своевременная регистрация операций и событий;

3) приведение в соответствие синтетического (итогового) учета с аналитическим (детальным).

Операции и события отражаются на синтетических счетах способом двойной записи на основании типового плана счетов бухгалтерского учета организаций, соответствующего требованиям, установленным уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан.

Согласно статье 7 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Так, согласно статье 263 Налогового кодекса, счет-фактура является обязательным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость. Плательщик налога на добавленную стоимость обязан при осуществлении оборотов по реализации товаров, работ, услуг выписать получателю указанных товаров, работ, услуг счет-фактуру.

Акт выполненных работ (оказанных услуг) формы Р-1 (приложение 50 к приказу министра финансов РК «Об утверждении форм первичных учетных документов» от 20 декабря 2012 года № 562 (далее – Приказ № 562)) и является подтверждением факта реализации, то есть выполнения обязательства, обеспечивает отсутствие претензий к результату выполненной работы со стороны заказчика в будущем. Однако при наличии разногласий акт можно использовать как основание для подачи в суд, для исчисления сроков давности.

Акт выполненных работ (оказанных услуг) относится к бухгалтерским первичным документам. На его основании формируют проводки по списанию на затраты сумм расходов по оказанной услуге.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, разрабатываются индивидуальными предпринимателями и организациями самостоятельно и должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа (формы);

2) дату составления;

3) наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ;

4) содержание операции или события;

5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);

6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления;

7) идентификационный номер.

Обычно при расчетах с клиентами гостиницы выдают счета, которые и являются для них первичными документами. Именно акт выполненных работ (оказанных услуг) подтверждает факт оказания гостиницей услуг.

Согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному приказом министра финансов РК «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета» от 23 мая 2007 года № 185, для отражения выручки от оказания услуг предусмотрен счет 6010 «Доход от реализации продукции и оказания услуг». При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от оказания услуг отражается по кредиту счета 6010 и дебету счета 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков».

Применение счета 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» необходимо при расчетах не только с юридическими, но и с физическими лицами. Физическими лицами в данном случае являются те гости, которые размещаются в гостинице самостоятельно от своег">

...


вернуться назад