Также вас заинтересует

Учет товарно-материальных запасов в государственных учреждениях

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

С 1 января 2013 года бухгалтерский учет в государственных учреждениях ведется в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, утвержденных приказом министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393. Новые правила устанавливают единый порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях, содержащихся за счет республиканских и местных бюджетов.

Кроме того, изменения и дополнения в формы бухгалтерской документации для госучреждений и в правила ведения бухучета таких организаций внесены согласно приказам министра финансов Республики Казахстан № 480 и 481 от 12 октября 2013 года, которые введены в действие с 28 января (№ 480) и 15 февраля 2014 года (№ 481).

Существенные изменения произошли и в системе учета товарно-материальных запасов (далее – ТМЗ) в государственных учреждениях (далее – ГУ), организация которого является процессом сложным и трудоемким. От правильности такого учета зависит формирование себестоимости и финансового результата ГУ.

Определение ТМЗ

Запасы включают:

– строительные материалы;

– материалы для учебных, научных исследований и других целей;

– медикаменты и перевязочные средства;

– продукты питания;

– топливо и горючее;

– хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности;

– спецодежду и другие предметы индивидуального пользования;

– запасные части;

– незавершенное производство;

– готовую продукцию;

– товары, запасы в пути.

Учет запасов ведется в количественном и суммовом выражении по наименованиям материалов и ответственным лицам.

Государственное учреждение применяет положения раздела 2 статьи 8 Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях (далее – Правила) при учете запасов, за исключением:

– незавершенных работ, возникающих в процессе выполнения договоров на строительство, в том числе непосредственно связанных с ними договоров на предоставление услуг;

– финансовых инструментов;

– биологических активов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью и сельскохозяйственной продукцией на стадии сбора урожая;

– незавершенных работ по услугам, предоставляемым без возмещения или по номинальному возмещению непосредственно от получателей.

Основными задачами учета запасов являются:

– обеспечение сохранности и контроля за движением и правильным использованием всех материальных ценностей;

– соблюдение установленных норм запасов и расходов;

– своевременное выявление неиспользуемых материалов, подлежащих реализации;

– получение точных сведений об остатках, находящихся на складах государственных учреждений.

Бухгалтерская служба систематически осуществляет контроль за   поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе, а также сверяет свои записи по учету материалов с записями, ведущимися на складе (кладовой).

Для учета запасов государственного учреждения, согласно Плану счетов, утвержденному приказом министра финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года № 281 (далее – План счетов), предназначены следующие счета:

1310 «Материалы»;

1320 «Незавершенное производство»;

1330 «Готовая продукция»;

1340 «Товары»;

1350 «Запасы в пути»;

1360 «Резерв на обесценение запасов».

Отражение ТМЗ в бухгалтерском учете ГУ

Стоимость запасов признается в учете тогда, когда выполняются критерии признания активов:

– наличие вероятности получения экономической выгоды или сервисного потенциала по данному активу в будущем;

– возможность надежной оценки.

Запасы отражаются в учете государственного учреждения лишь при переходе к данному учреждению выгод от владения активами и рисков, связанных с этими запасами. Определение момента перехода выгод и рисков, связанных с запасами, является одним из основополагающих моментов при учете запасов. Этот момент определяется договором поставки, оговаривающим ее условия.

Для ТМЗ, поступивших по внешнеторговым контрактам (импорт), возможны следующие варианты:

EXW: товар забирается покупателем с указанного в договоре склада продавца, оплата экспортных пошлин вменяется в обязанность покупателю.

FCA: товар доставляется основному перевозчику заказчика к указанному в договоре терминалу отправления, экспортные пошлины уплачивает продавец.

CPT: товар доставляется основному перевозчику заказчика, основную перевозку до указанного в договоре терминала прибытия оплачивает продавец, расходы по страховке несет покупатель, импортную растаможку и доставку с терминала прибытия основного перевозчика осуществляет покупатель.

CIP: то же, что CPT, но основная перевозка страхуется продавцом.

DAT: поставка до указанного в договоре импортного таможенного терминала оплачена, то есть экспортные платежи и основную перевозку, включая страховку, оплачивает продавец, таможенная очистка по импорту осуществляется покупателем.

DAP: поставка в место назначения, указанное в договоре, импортные пошлины и местные налоги оплачиваются покупателем.

DDP: товар доставляется заказчику в место назначения, указанное в договоре, очищенный от всех пошлин и рисков.

Государственное учреждение признает себестоимостью запасов, полученных:

– от другого государственного учреждения, – балансовую стоимость передаваемых запасов;

– от третьих сторон на безвозмездной основе, – справедливую стоимость запасов.

Приобретение запасов отражается следующими корреспонденциями:

– покупка: дебет соответствующего субсчета счета 1310 «Материалы», 1340 «Товары» и кредит счета 3210 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» (по цене приобретения, за минусом стоимости возвратной или обменной тары);

– поступление от другого государственного учреждения: дебет соответствующего субсчета счета 1310 «Материалы», 1340 «Товары» и кредит счета 6330 «Доходы от безвозмездного получения активов» (по балансовой стоимости);

– поступление в виде спонсорской, благотворительной помощи или грантов: дебет соответствующего субсчета счета 1310 «Материалы», 1340 «Товары» и кредит счета 6050 «Доходы от спонсорской и благотворительной помощи» (по справедливой стоимости).

Возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, бутылки и другая тара) как свободная (порожняя), так и находящаяся под запасами, учитывается по ценам, указанным в счетах поставщиков: дебет субсчета 1319 «Прочие материалы» и кредит счета 3210 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

Готовые изделия и печатная продукция учитываются по фактической себестоимости, определенной по данным фактических затрат на ее изготовление. На сумму готовой продукции производится запись: дебет субсчета 1330 «Готовая продукция» и кредит счета 8010 «Затраты на производство и другие цели».

К запасам в пути относят запасы, оплаченные государственным учреждением по иногородним поставкам, но не поступившие к концу месяца на склад, а также запасы, полученные на склады групп централизованного снабжения и хозяйственного обслуживания и не распределенные по государственным учреждениям.

Признание запасов в пути отражается записью: дебет субсчета 1350 «Запасы в пути» и кредит счета 3210 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам». При поступлении запасов в государственное учреждение проводится запись: дебет соответствующего субсчета счета «Запасы» и кредит счета 1350 «Запасы в пути».

Администраторы бюджетных программ по согласованию с уполномоченным органом по исполнению бюджета республики определяют ведомственный учет белья, постельных принадлежностей,">

...


вернуться назад