Задать вопрос
Рубрикатор всех статей

Предложения по совершенствованию корпоративного законодательства РК
14.02.2012

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

 

Предложения по совершенствованию

                                                                                корпоративного законодательства РК
 
 
Обсуждение вопроса о концепции развития корпоративного права Республики Казахстан входит в более активную фазу. В данной статье автор высказывает ряд интересных предложений.
 
Совершенно обоснованной является позиция Национальной   экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», которая рассматривает процесс совершенствования корпоративного законодательства как важную предпосылку укрепления рыночных основ экономики страны, основываясь на том, «что справедливая, современная и эффективная система корпоративного законодательства принципиально важна как для экономики, так и для общества в целом».[1]
Согласие вызывают обозначенные в цитируемом обращении НЭПК «Союз «Атамекен» основные задачи совершенствования корпоративного законодательства и пути их решения. В данной статье обращается внимание на некоторые конкретные правовые механизмы, отраженные в казахстанском корпоративном законодательстве (прежде всего регулирующем организационно-правовую форму акционерного общества), которые целесообразно развивать или модернизировать в целях повышения эффективности законодательства об акционерных обществах и хозяйственных товариществах. В частности, предлагается предусмотреть в вышеупомянутой концепции разработку законодательных поправок по целому ряду важных аспектов создания и деятельности корпораций и взаимоотношений между участниками корпоративных правоотношений. Хотя современное корпоративное законодательство включает в свой состав как нормы о коммерческих юридических лицах, так и законодательные положения о рынке ценных бумаг, тем не менее основные предложения, включенные в настоящую статью, относятся к Закону Республики Казахстан «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО).
 
  Исходные положения
 
Нижеследующие предложения основываются на позиции о том, что корпоративное законодательство регулирует вопросы учреждения, деятельности, управления и прекращения отдельной категории коммерческих юридических лиц, основанных на членстве. К этой категории относятся только те корпорации, которые являются коммерческими организациями. Прежде всего, такими корпорациями являются акционерные общества. Однако ряд (но не все) концепций и механизмов корпоративного законодательства являются применимыми в отношении основанных на членстве хозяйственных товариществ (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью и коммандитных). Если, по примеру законодательства некоторых развитых европейских государств, казахстанский закон допустит иные виды хозяйственных товариществ (как, например, коммандитные товарищества на акциях, регулируемые германским законом об акционерных обществах, или акционерные коммандитные товарищества по французскому законодательству), то в отношении таковых также будут применяться определенные концепции и положения корпоративного законодательства.
Основная задача полноценного корпоративного законодательства является комплексной и включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
- формирование эффективной основы для организации и ведения крупного предпринимательства с учетом необходимости поддержания устойчивости экономических связей и насыщения рынка качественными товарами и услугами; и
- действенная защита прав инвесторов, формирующих капитал корпораций, а также обеспечение баланса правомерных интересов самой корпорации и ее членов (акционеров).
Акционерная форма не просто допускает ее использование для ведения хозяйственной деятельности, она также обусловливает вторжение в сферу публичных интересов, где государство обязано обеспечить стабильность национальной экономики и ее привлекательность для инвестиций, общественное спокойствие и благополучие своих граждан. Такие цели достигаются целым рядом норм корпоративного законодательства, направленных на заявленную выше защиту прав и законных интересов существующих и будущих, потенциальных акционеров корпораций, а также на обеспечение надлежащего исполнения корпоративных обязанностей. Любое изменение содержания этой деятельности, стратегии ведения бизнеса, а также приобретение корпорацией доминирующего или монопольного положения на рынке либо ее несостоятельность и другие факторы могут повлечь злоупотребления таким положением на рынке, ущемление или иное нарушение прав акционеров, кредиторов и работников корпораций, потери осуществленных в капитал корпорации инвестиций, разрушение экономических связей, утрату доверия к государству и другие негативные последствия. Поэтому хозяйственная деятельность крупных корпораций обусловливает пристальное внимание к регулированию их деятельности со стороны государства.
В связи с этим некоторое ограничение правосубъектности участников корпоративных правоотношений, распространение императивных предписаний, заменяющих диспозитивность ряда частно-правовых норм в корпоративном законодательстве, которые наблюдаются в последнее время, являются оправданными и соответствуют общемировым тенденциям. Однако же обеспечение баланса в применении диспозитивных, императивных и, в какой-то момент, репрессивных методов регулирования становится серьезной задачей законодателя.
Казахстанское законодательство об акционерных обществах и хозяйственных товариществах начало формироваться с принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных постановлением Верховного Совета СССР от 31 мая 1991 года № 2211,[2] и в своем развитии прошло несколько этапов. Для получения полного доступа к сайту, Авторизуйтесь или купите полный доступ, либо пройдите бесплатную регистрацию!


вернуться назад