Краткий обзор концепции проекта налогового кодекса с 2018 года

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

 

В рамках реализации Послания Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана. Глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года поставлена цель: переформатировать в целом налоговую систему на достижение целей, указанных в послании.

Концепция нового Налогового кодекса и его проект размещены на сайте Министерства национальной экономики Республики Казахстан для всеобщего обсуждения.

Бизнес-сообщество страны уже не раз обращало внимание на сложность и тяжеловесность норм действующего Налогового кодекса, потому как законодательство практически все соответствует стандартам Организации экономического сотрудничества и развития, только его администрирование отстает из-за законодательных пробелов.  

Запланировано, что новый Налоговый кодекс с 2018 года будет отличаться от действующего совершенно иной структурой и идеологией. Министерство национальной экономики Республики Казахстан обещает также максимально упростить язык изложения норм Налогового кодекса, чтобы налогоплательщик мог самостоятельно разобраться в его хитросплетениях. Планируется сокращение количества отсылок между статьями, устранение дублирования текста как в самом кодексе, так и подзаконных актах. Также будет применен единый стиль написания, который был утрачен в ходе внесения многочисленных поправок за ряд лет.

Администрирование станет простым, упор будет сделан на мотивацию.

Также будут отражены меры по «теневой» экономике, систематизирован и отменен ряд налоговых льгот, не отвечающих интересам послания Президента.

Недропользование получит стимулирование, повысится привлекательность базовых отраслей и будут обеспечены режимы, позволяющие расширять минерально-сырьевую базу.

Вместе с тем совершенствуются механизмы взимания НДС и налогового администрирования в целом.

Кроме того, в новом Налогом кодексе предусматривается режим роста для малого и среднего бизнеса и субъектов агропромышленного комплекса, будет облегчен ряд условий.

Планируется оптимизация структуры Налогового кодекса. Новый кодекс станет революционным в плане интересов налогоплательщиков.

При этом выстроится идеология, направленная на защиту интересов добросовестного налогоплательщика: все неясности и неточности будут толковаться в пользу налогоплательщиков, что позволит справедливо рассматривать налоговые споры, возникающие в настоящее время из-за пробелов в соответствующем законодательстве.

Также предлагается не применять штрафы и пени, если налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснением налогового органа, по которому впоследствии изменилась позиция.

Финансовые потери от смягчения отношения к добросовестным налогоплательщикам государство намерено компенсировать увеличением круга плательщиков НДС, отменой неэффективных льгот, совершенствованием информационных систем органов государственных доходов и интеграцией этих систем в системы данных других государственных органов.

Требование к обоснованности доначислений будет усилено. Теперь в актах налоговых проверок должны быть соответствующие обоснования. В настоящее время такой обязанности нет, вследствие чего налогоплательщик ставится перед фактом доплаты определенной суммы, при этом письменной аргументации налогового органа, которую можно было бы оспорить в суде, на руках у него не имеется.

Бизнесу будет предоставлено больше времени для изучения изменений законодательства. Поправки предлагается принимать не позднее 1 июля. Одновременно в документе появляется защита от многочисленных поправок в течение года. Предлагается все возникающие корректировки вносить консолидировано одним законопроектом. Это даст возможн">

...


вернуться назад