Рубрика статей

Принципы и правила конкуренции в рамках Единого экономического пространства
20.03.2012

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

С 1 января 2012 года начало функционировать Единое экономическое пространство (далее – ЕЭП), созданное на базе трех государств Таможенного союза: Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Создание ЕЭП стало важным событием в истории трех государств. ЕЭП предполагает формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, что позволит предприятиям Беларуси, Казахстана и России расширить возможности по сбыту продукции, восстановить утерянные после распада СССР корпоративные связи, наладить производство и поставку продукции на внутренний и внешний рынок. Важным событием для создания ЕЭП стало заседание выс­шего органа Таможенного союза на уровне глав трех государств, прошедшее 19 декабря?2011 года в г. Москве. На данном заседании главы государств окончательно одобрили, согласовали и приняли ряд документов (международных соглашений), которые заложили основу для формирования Единого экономического пространства. Первоначальный пакет документов, формирующий ЕЭП, состоит из 17 соглашений. По смыслу и содержанию данных соглашений можно провести их условную классификацию:

1. Соглашения, направленные на обеспечение проведения участниками ЕЭП согласованной единой экономической политики. В первую группу вошли соглашения о государственных (муниципальных) закупках; о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий; о согласованной макроэкономической политике; о единых правилах предоставления промышленных субсидий; о единых прин­ципах и правилах конкуренции; о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства; о торговле услугами и инвестициях в государствах – членах данного межгосударственного объединения; о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.

2. Соглашения, призванные создать условия для свободы движения капитала и услуг. Это соглашение о создании условий на финансовых рынках для свободного движения капитала и согласованных принципах валютной политики.

3. Соглашения, регламентирующие свободу движения рабочей силы – соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств и правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей.

4. Соглашения, определяющие доступ к услугам естественных монополий.

Данную группу составляют четыре соглашения: о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации; об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики; о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики; о регулировании доступа к услугам естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.

5. Соглашения, касающиеся технического регулирования. В основу технического регулирования положено соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

Учитывая то, что интеграция экономической политики трех государств в рамках ЕЭП приведет многие конкурирующие компании к практически равным условиям для развития предприятий, производства и сбыта продукции, товаров, услуг, в данной статье будут рассмотрены основные положения международного соглашения о единых принципах и правилах конкуренции,  а также попробуем разобраться, может ли данное соглашение обеспечить здоровую конкуренцию на территории ЕЭП и защитить местных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны производителей других стран.

Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, заключенное в Москве 9 декабря 2010 года, было ратифицировано Республикой Казахстан законом от 8 июля 2011 года № 456-IV.

Целью данного соглашения является формирование сторонами – участницами ЕЭП (далее по тексту термин «сторона» означает страну –  участницу ЕЭП) единой конкурентной политики для обеспечения:

    свободного перемещения товаров, услуг и капитала;

    свободы экономической деятельности;

    эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории государств –  участников Таможенного союза;

    гармонизации законодательст­ва сторон в области конкурент­ной политики;

    недопущения действий, способных оказать негативное влияние на взаимную торговлю сторон.

Изначально определимся со значением самого термина «конкуренция». Конкуренция в рамках данного международного соглашения представляет собой состязательность хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под «недобросовестной конкуренцией» понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), которые противоречат законодательству сторон, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 

Едиными принципами конкуренции для участников ЕЭП являются:

- Принцип равенства в применении норм конкурентного законодательства – устанавливает, что применение сторонами ЕЭП норм своего конкурентного (антимонопольного) законодательства к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) должно осуществляться одинаковым образом и в равной мере независимо от организационно-правовой формы и места регистрации таких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) на равных условиях.

-  Принцип недопустимости антиконкурентных действий органов власти – должен применяться посредством установления каждой из сторон в своем законодательстве запрета на неправомерное предоставление органами власти хозяйствующим субъектам преференций, а также запрета на соглашения между органами государственной власти, органами местного самоуправления (иными осуществляющими их функции органами) и хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

-  Принцип обеспечения эффективного контроля за экономической концентрацией реализуется каждой стороной в соответствии со своим законодательством в той мере, в какой это необходимо для защиты и развития конкуренции на территории ЕЭП.

-  Принцип эффективного администрирования проявляется в создании каждой стороной национального органа государственной власти, в компетенцию которого будет входить реализация антимонопольной (конкурентной) политики, и наделение такого органа полномочиями по контролю за соблюдением запрета на антиконкурентные действия и запрета на недобросовестную конкуренцию, а также полномочиями по предупреждению, выявлению нарушений конкурентного (антимонопольного) законодательства.

- Принцип эффективности сан­кций за совершение антиконкурентных действий. Для реализации данного принципа соглашение предусматривает, что стороны должны установить в своем законодательстве эффективные санкции за совершение антиконкурентных действий в отношении хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) и должностных лиц органов власти исходя из принципов соразмерности, обеспеченности, неотвратимости и определенности и обеспечить контроль за их применением. При этом санкции должны иметь прямое действие и применяться непосредственно за совершение антиконкурентных действий.?В случае применения штрафных санкций наиболее высокие штрафные санкции должны устанавливаться за нарушения, представляющие наибольшую угрозу для конкуренции.

-  Принцип информационной открытости – обеспечивается посредством размещения сведений о деятельности уполномоченных органов сторон ЕЭП в средствах массовой информации и Интернете.

-  Принцип эффективного сотрудничества – реализуется путем обмена сторонами ЕЭП информацией, проведения консультаций, информирования о расследованиях (рассмотрении дел), затрагивающих интересы другой стороны, проведения расследований (рассмотрении дел) по запросу уполномоченного органа одной из сторон.

В рамках ЕЭП установлены следующие единые правила конкуренции.

1. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (субъектов рынка). Данное правило включает в себя следующие виды запретов:

1.1. Запрет хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) – конкурентам, действующим на одном товарном рынке, зак">

...

Для получения полного доступа к сайту, Авторизуйтесь или купите полный доступ, либо пройдите бесплатную регистрацию!


вернуться назад