Налоговое администрирование.

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

Налоговое администрирование.
Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые   законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 21 июля 2011 года № 467-VI  (далее – Закон) внесены изменения в Налоговый кодекс, в том числе в раздел о налоговом администрировании.
Рассмотрим изменения, которые вступают в силу с 1 января 2012 года.
Налоговое администрирование – установленная законом, практикой или обычаями система управления налоговым процессом со стороны государства и его органов.
Под налоговым администрированием также понимается динамическая развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики.
Основными элементами налогового администрирования являются: структура и иерархия налоговых органов; права и обязанности налоговых органов; порядок сбора, обработки и проверки налоговой отчетности; предоставление налоговых льгот и применение налоговых санкций; ведение и обобщение налоговой статистики; регулирование налоговых отношений с другими странами.
Касательно уведомлений, неожиданно появляющихся в Кабинете налогоплательщика: в подпункте 2) части второй пункта 1 статьи 608 говорится о том, что уведомление будет считаться врученным не по истечении пяти рабочих дней со дня отправки, а с даты доставки уведомления органом налоговой службы в веб-приложении «Кабинет налогоплательщика». Тем не менее рекомендую посещать Кабинет налогоплательщика хотя бы один раз в день. Если к вам пришло уведомление по камеральному контролю, то следует обратить внимание, что с 1 июля 2011 года пункт 2 статьи 587 дополнен частью второй следующего содержания:
«Исполнением уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, признается представление налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения, или пояснение по ним, соответствующее требованиям, установленным настоящей статьей».
А также пунктом 2-1 – «Пояснение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, должно содержать:
1) дату подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);
2) фамилию, имя и отчество (при его наличии) либо полное наименование лица, представляющего пояснение, его место жительства (место нахождения);
3) идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);
4) наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;
5) обстоятельства, являющиеся основанием для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями;
6) перечень прилагаемых документов.
В случае если в качестве основания для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями указываются подтверждающие документы, то копии таких документов, кроме налоговой отчетности, прилагаются к пояснению».
Также внесено уточнение в статью 586, она дополнена пунктом 1-1 следующего содержания:
«1-1. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом».
С 1 января 2012 года Казахстан переходит на идентификационные номера (физические лица – ИИН, юридические лица – БИН). Имеется  возможность замены регистрационных форм налогоплательщика при отсутствии в них идентификационного номера. Обратите внимание на свидетельство о постановке на регистрационный учет по НДС, соглашение об использовании и признании электронно-цифровой подписи, регистрационную карточку налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, регистрационную карточку контрольно-кассового аппарата – можно начинать процедуру замены этих документов, если они не имеют идентификационного номера налогоплательщика, в соответствии со статьями 570, 572, 575, 647 Налогового кодекса. Но статьей 566 с 1 июля 2011 года установлено ограничение: при изменении регистрационных данных индивидуальному предпринимателю налоговые органы имеют право отказать, в случае если такой индивидуальный предприниматель в соответствии со статьей 579 Налогового кодекса признан бездействующим налого­плательщиком.
Изменения в части способов применения не выполненного в срок налогового обязательства

Налоговый кодекс РК

 

До 1 января 2012 года

 

После 1 января 2012 года

 

Подпункт 3) пункта 1 статьи 611.

Приостановление расходных операций по банковским счетам  налогоплательщика

Непогашение налоговой задолженности – по истечении пяти рабочих дней со дня вручения уведомления

 

Непогашение налоговой задолженности – по истечении десяти рабочих дней со дня вручения уведомления

 

Пункт 1 статьи 612.

Приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика

В случае непогашения налоговой задолженности – по истечении пяти рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности

 

В случае непогашения налоговой задолженности – по истечении десяти рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности

 

Подпункт 1) пункта 1  статьи 613.

Ограничение в распоряжении иму­ществом налогоплательщика (налогового агента)

 

Непогашение налоговой задолженности в течение  десяти рабочих дней со дня вручения уведомления

о погашении налоговой задолжен­ности

Непогашение налоговой задолженности в течение  пятнадцати рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности

 

Пункт 1 статьи 615.

Взыскание налоговой задолженности за счет денег, находящихся на банковских счетах

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой задолженности – по истечении пятнадцати рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности

 

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой задолженности – по истечении двадцати рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности

 

Увеличен размер налоговой задолженности с
3-кратного до 6-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете, при наличии которой меры принудительного взыскания не применяются.
Согласно Закону внеплановая налоговая проверка проводится  в связи с жалобой налогоплательщика на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего органа налоговой службы, не требует решения государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет. Данная норма добавлена в часть
третью подпункта 2) пункта 9 статьи 627 с 1 января 2012 года. Дополнение в пункт 5 статьи 667 лишает налогоплательщика права производить отзыв жалобы в период с даты назначения тематической проверки до даты вынесения решения по жалобе.
Говоря о налоговой отчетности, следует заметить, что в целях оптимизации форм налоговой отчетности исключено представление формы 881.00 плательщиками платы за использование радиочастотного спектра и платы за предоставление междугородной или международной телефонной и сотовой связи.
Также, согласно Закону о введении в действие Налогового кодекса, с 1 июля 2011 года до 1 января 2016 года статьей 19-1 временно приостановлена обязанность для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу и представляющих отчетность по мониторингу в форме электронного документа, заверенного электронной подписью, а также для тех крупных налогоплательщиков, которые осуществляют банковскую деятельность и отдельные виды банковских операций на основании лицензии уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых операций и подлежат мониторингу по представлению следующей отчетности:
1) книги реализации товаров, работ и услуг;
2) книги покупок товаров, работ и услуг.
Что касается приостановления (продления, возобновления) деятельности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, статья  73  Налогового кодекса дополнена частью второй следующего содержания:
«Для целей настоящего пункта возобновлением деятельности признается начало осуществления налогоплательщиком (налоговым агентом), приостановившим деятельность в соответствии с настоящей статьей, деятельности, приводящей  к возникновению обязательства по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с особенной частью настоящего Кодекса».
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе патента, статья 74 дополнена  пунктами 3-1 и 9-1. Решение об отказе в приостановлении представления налоговой отчетности  принимается в случае наличия у налогоплательщика (налогового агента) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, социальным отчислениям на дату подачи заявления или непредставления налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и в случае обнаружения налоговым органом фактов возобновления налогоплательщиком (налоговым агентом) деятельности в период ее приостановления налоговые органы признают прекращенным срок приостановления представления налоговой отчетности с даты возобновления деятельности с письменным извещением такого налогоплательщика (налогового агента).
Для целей настоящего пункта возобновлением деятельности признается начало осуществления налогоплательщиком (налоговым агентом), приостановившим деятельность в соответствии с настоящей статьей, деятельности, приводящей  к возникновению обязательства по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с особенной частью Налогового кодекса.
В Кодекс РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 года также внесено изменение – в статью 205-1 добавлено примечание:
«Под осуществлением деятельности  понимается возобновление деятельности, приводящей  к возникновению обязательства по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, без представления в налоговый орган расчета для получения патента».
Размеры штрафов отражены в статье 205-2:
«При осуществлении деятельности лицами в период приостановления представления налоговой отчетности, за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе патента, –
влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов – в размере тридцати, на юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, – в размере сорока, на юридических лиц, являющихся субъектами среднего или крупного предпринимательства, – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
Примечание. Под осуществлением деятельности понимается возобновление налогоплательщиком (налоговым агентом) деятельности, приводящей к возникновению обязательства по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, без представления в налоговый орган налогового заявления о возобновлении представления налоговой отчетности».
Статьи 206-2 и 532 дополнены примечанием следующего содержания:
«Примечание. Лицо не подлежит административной ответственности, предусмотренной настоящей статьей, в случае устранения нарушения путем представления дополнительной налоговой отчетности и (или) дополнительной по уведомлению налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан».
Изменения, происходящие в законодательстве РК, имеют приоритет интересов развития экономики, дополнены мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, что помогает повысить эффективность налогового регулирования, создает необходимые предпосылки для роста накоплений и притока инвестиций.

Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru