Анализ системы бюджетирования

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

При выборе автоматизированной системы бюджетирования (АСБ) следует учитывать, какая корпоративная информационная система установлена на данном предприятии. Дело в том, что специализированные АСБ наилучшим образом интегрируются с корпоративными пакетами тех же производителей. Например, если у вас установлена ERP-система Oracle Applications, то в качестве модуля бюджетирования лучше всего подойдет Oracle Financial Analyzer (OFA). А для SAP/R3 идеальным решением при бюджетировании будет mySAP Financials или же Business Planning & Simulation.
Внедрение АСБ, как и любой другой информационной системы, необходимо рассматривать как инвестиционный проект с соответствующими потоками доходов и расходов. Поэтому чем больше размер предприятия, чем сложнее его структура, тем полезнее для него будет АСБ. А небольшой организации с несложной финансовой структурой и с несколькими (а чаще одним) центрами ответственности вполне достаточно и MS Excel.
На отечественном рынке представлено более десятка отечественных и зарубежных программ для автоматизации бюджетирования, различающихся набором функ­ций, производительностью и степенью масштабируемости, уровнем защиты информации, стоимостью внедрения. Сделать правильный выбор не просто, ведь не существует программ, идеально подходящих под конкретное предприятие и его нужды. Поэтому необходимо разработать четкие критерии выбора программы.
Мы провели анализ пяти наиболее распространенных автоматизированных систем бюджетирования. Результаты анализа, подготовленные автором, представлены в таблице, которая позволяет увидеть преимущества и недостатки программ, а также стоимость по внедрению той или иной программы в случае принятия решения о ее приобретении, установке и внедрении.
 

Ключевая функциональность систем бюджетирования

 

Adaytum e.Planing (Robertson &

Blums corp.)

Comshare MPS

«КОРУС Консалтинг»

Hyperion Piller

 

Oracle Financial Analyzer

 

Prophix (GMCS)

 

Контроль версий бюджетов

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

Консолидация

 

2

 

2

 

1

 

2

 

1

 

Планирование «от достигнутого»

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

«Скользящее планирование»

 

1

 

2

 

2

 

2

 

2

 

Моделирование «если – то»

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

Учет факта по данным бухучета

 

1

 

1

 

1

 

2

 

1

 

Расчет финансовых результатов

 

1

 

2

 

2

 

2

 

2

 

Средний балл

 

1,57

 

1,86

 

1,71

 

2,00

 

1,71

 

Минимальная стоимость проекта внедрения, долл.

 

50 000

 

55 000

 

70 000

 

50 000

 

30 000

 

 
Оценки, присвоенные качествам системы, являются условными. Оценка «2» означает, что данная функция присутствует в системе в достаточном объеме, оценка «1» – функция присутствует частично. Ниже дано разъяснение всех показателей.
 
Контроль версий бюджетов. Наличие такой функции позволяет повысить эффективность бюджетирования за счет построения бюджета по нескольким сценариям: оптимистичному, пессимистичному и др. Если эта функция в системе отсутствует, то создавать бюджет можно только по одному сценарию, что сильно ограничивает возможности анализа.
 
Консолидация. Под термином «консолидация» понимается не только вычислительный процесс, связанный с построением бюджета предприятия, но и методы получения данных от центров финансовой ответственности. В зависимости от организации процесса сбора первичных данных (файловый обмен или единая база данных предприятия) построение консолидированного бюджета может быть проведено с разной эффективностью. Кроме того, построение консолидированного бюджета может выполняться как на компьютере пользователя, так и в рамках всей системы.
 
Планирование «от достигнутого». Этот термин подразумевает возможность переноса данных предыдущего периода на последующий, как с использованием поправочных коэффициентов, так и без них. Наличие в системе такого функционала существенно облегчит процесс построения бюджета. В противном случае при построении бюджета по данным предыдущего периода все корректировки необходимо вносить вручную.
 
«Скользящее» планирование. Данная функция позволяет всегда иметь в системе запланированный период (месяц, квартал и т. д.), что помогает предприятию более оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Системы бюджетирования различаются по степени проработки соответствующего функционала.
 
Моделирование «если – то». Эта функция дает возможность повысить эффективность процесса построения и анализа бюджетов. Например, пользователь может вручную изменить значение одного из запланированных показателей и проанализировать изменение значений зависимых от них статей. Системы бюджетирования различаются по трудоемкости настройки данного механизма.
 
Учет факта по данным бухучета. При наличии в системе этой функции имеется возможность произвести автоматический расчет бюджетных статей по бухгалтерским данным, а также провести сравнение плановых и фактических показателей. Эффективность этого процесса во многом зависит от способа реализации данной функ­ции: создание интерфейса и/или интеграция с финансовой системой. Настройка интерфейса может быть выполнена только квалифицированными специалистами компании – поставщика системы.
 
Расчет финансовых результатов. Наличие в стандартных функциях системы уже настроенных алгоритмов расчета основных финансовых показателей (ликвидность, прибыль и др.) облегчает процесс планирования и анализа исполнения бюджета. В большинстве случаев алгоритмы расчета данных показателей не являются сложными, однако их наличие в системе позволяет избежать необходимости в их периодической настройке и облегчает работу сотрудникам финансовых служб. Стои­мость проекта внедрения рассчитана по следующим составляющим (не включая налоги): стоимость минимального количества пользовательских лицензий; стоимость годовой технической поддержки; минимальная стоимость услуг по внедрению.
Понятно, что чем полнее программный продукт соответствует функциональным потребностям предприятия, тем лучше.  Однако доработка программы обычно неизбежна, и если она обещает быть значительной (более 25% функционала исходной программы), то предприятие станет ее заложником, к тому же потребуется содержать внушительный штат IT-специалистов.  Скорее всего, затраты на проект значительно превысят бюджет, а сам проект окажется чрезмерно сложным, и не исключено, что невыполнимым.
При выборе системы бюджетирования  необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
1. Позволяет ли система составлять, анализировать и контролировать бюджеты предприятия? Все составляющие бюджета должны быть сведены в общую модель, зачастую весьма сложную. При этом работа всех бюджетов должна быть синхронизирована: при изменении любого показателя связанные с ним данные должны автоматически корректироваться.
2. Позволяет ли система одновременно работать нескольким сотрудникам над подготовкой, утверждением, контролем за исполнением и корректировкой бюджетов?
3. Можно ли осуществить импорт данных в АСБ из имеющихся на предприятии учетных систем, а также сравнить плановые и фактические показатели?
4. Есть ли

Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru