Основные средства и нематериальные активы в системе «Бухгалтерия «АЛТЫН»

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

Основные средства и нематериальные активы (далее – ОС и НМА) обеспечивают доход предприятия в настоящее время и в будущем, на протяжении многолетнего срока полезной службы. Поэтому состояние ОС и других долгосрочных активов предприятия является одним из важных объектов исследования и оценки при раскрытии финансовой отчетности и анализе финансового состояния предприятия. Правила учета ОС диктуют нормативные акты по бухгалтерскому учету (МСФО, НСФО) и Налоговый кодекс РК. В зависимости от отраслевой принадлежности предприятия и состава активов, конкретные процедуры учета, методы расчета амортизации, степень детализации учета отражаются в учетной политике предприятия.
 
В состав программного комплекса «Бухгалтерия «АЛТЫН» входит модуль «Алтын-Основные средства». Его цель – обеспечить оперативный, аналитический учет объектов ОС и НМА с минимальными трудовыми затратами и с максимально расширенной выходной информацией.
 
Основными функциями модуля «АЛТЫН-Основные средства»являются:
–  ведение аналитического учета ОС и НМА с помощью инвентарных карточек;
–  учет движения объектов с оформлением документации на ввод в действие, списание, реализацию, внутреннее перемещение;
–  расчет амортизации по методам, предусмотренным учетной политикой предприятия;
–  организация налогового учета, в частности, исчисление налогов на землю, транспорт, имущество, формирование данных для КПН в части определения сумм на вычеты налоговой амортизации, расходов на ремонт и т. д.;
–  формирование итоговых регистров по бухгалтерскому и налоговому учету, инвентаризационных ведомостей, данных для статистической отчетности и др.
Согласно правилам учета, ОС и НМА группируются по отраслям, по назначению, по видам, по принадлежности, по признакам использования. Группировка объектов учета осуществляется с помощью справочников видов и групп ОС.
 
ОС делятся по таким видам, как:здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, принадлежности и прочие ОС.
 
К НМА относятся:интеллектуальная собственность (гудвилл, товарные знаки, авторские и смежные права), исследовательские и опытно-конструкторские разработки, имущественные права на пользование землей, имуществом, водными ресурсами и т. д.
Все объекты ОС и НМА располагаются в картотеке инвентарных номеров в виде единого списка. На крупных предприятиях количество объектов может превышать несколько тысяч. С помощью функции «Фильтр» список ОС можно отфильтровать по конкретному участку, подотчетному лицу, выделить в отдельные списки поступившие объекты, выбывшие или перемещенные за определенный период времени.
 
Инвентарные карточки объектовзаполняются в процессе внедрения программы, в дальнейшем при приобретении активов. Поступление объекта оформляется по меню «Объекты → Учет» с помощью кнопки «Поступление».
При этом автоматически создается акт приемки ОС по форме ОС-1. В заполняемом шаблоне отражается первоначальная стоимость принятых в эксплуатацию активов (рис. 1).
 
 
Название объекта, инвентарный номер, вид поступления, имя материально ответственного лица выбирается из справочников, которые имеют соответствующие для аналитического учета коды и характеристики. Виды объектов: «А» – нематериальный актив, «В» – земля, «С» – прочие (другие) основные средства. Если данный объект относится к транспортным средствам и будет облагаться налогом на транспорт, то необходимо отметить галочкой соответствующее окошко. Данный признак обеспечивает исчисление налога на транспорт и исключает объект при определении налогооблагаемой базы по налогу на имущество. Объекты с отметкой «В» попадают в налогооблагаемую базу для исчисления земельного налога.
 
На практике приобретение ОС и НМА может происходить несколькими способами:
–  приобретение на собственные деньги или в кредит;
–  приобретение в результате обменных операций;
–  приобретение за счет правительственных субсидий;
–  самостоятельно созданные объекты вводятся в эксплуатацию;
–  безвозмездное получение;
–  получение объекта в качестве взноса в «Уставный капитал».
В любом случае, после признания объекта долгосрочным активом, специальная комиссия надежно определяет его стоимость, срок полезного использования, размер ликвидационной стоимости. Принцип оценки и методы расчета амортизации должна предусматривать «Учетная политика» предприятия.
 
Для отражения ОСв учете используются различные виды стоимости:
–  первоначальная (историческая) стоимость – стоимость приобретения и других фактически произведенных затрат, связанных с приобретением, транспортировкой, монтажом и т. д.;
–  текущая стоимость – это величина, по которой в данный момент можно приобрести аналогичный актив на рынке;
–  балансовая стоимость определяется расчетным путем за вычетом суммы накопленной амортизации и накопленного убытка от обесценивания;
–  ликвидационная стоимость определяет в каждом отдельном случае чистую сумму, которую можно будет получить при ликвидации объекта;
–  справедливая стоимость – сумма, достаточная для совершения сделки между независимыми сторонами при приобретении или реализации актива.
Для формирования бухгалтерских проводок справочник ОС и электронная инвентарная карточка имеют поля для балансовых счетов группы 2410 «ОС», группы 2420 «Амортизация ОС», разделов 7 «Расходы» и 8 «Счета производственного учета».
В период эксплуатации объекта возможны следующие операции:
–  перемещение с одного участка на другой;
–  ремонт (текущий или капитальный);
–  изменение стоимости в результате переоценки по справедливой стоимости, обесценения, увеличения стоимости в результате капитализации расходов на модернизацию и ремонт.
Согласно МСФО и НСФО практикуются изменения следующих характеристик объектов:
–  изменение срока полезной службы;
– изменение ликвидационной стоимости;
–  изменение метода расчета амортизации.
Изменения характеристик ОС обрабатываются программно, после внесения коррективов в инвентарной карточке, а также путем дополнений в таблицу
 
«История ОС», которая открывается с помощью кнопки «История». Увеличение или уменьшение балансовой стоимости возникает в результате переоценки и обесценения. При этом бывает достаточно добавить строку, указав дату и новую стоимость (рис. 2) .
 
 
История объекта представляет собой электронный документ, который востребован пользователями, так как в нем прослеживается все, что происходило с объектом, начиная с постановки на баланс и заканчивая выбытием.
Хозяйственные операции по движению ОС и НМА оформляются документами, утвержденными законодательством РК, кроме этого формируются дополнительные выходные документы, итоговые регистры, инвентаризационные описи, журнал бухгалтерских проводок, налоговые регистры и отчеты.
 
Для учета состояния объектов используется справочник «Виды состояния» (рис. 3).
 
 
При изменении состояния оформляется соответствующий документ и появляется новая запись в истории объекта. В данном справочнике хранятся виды возможного состояния объектов, можно добавлять и другие виды. Для каждого состояния есть параметр «ПР» – признак бухгалтерской амортизации. Если стоит галочка в последней графе таблицы, амортизация будет начисляться. Основное состояние объектов «В работе» – амортизация начисляется. Изменение параметра «ПР» доступно по кнопке «Замена», а позиции справочника кодируются произвольно. Бухгалтер самостоятельно проставляет признак начисления амортизации при внедрении программы и когда появляется новый вид состояния.
Для разбивки объектов по аналитическим группам для бухгалтерского учета предназначен справочник «Классификационные группы».
Пункт меню «Объекты → Ремонт» используется для ввода сведений о ремонте ОС. Следует учесть, что при проведении ремонта в истории объекта вносится новая строка, причем если ремонт был капитальный, то увеличивается балансовая стоимость.
В программе параллельно с бухгалтерским учетом ведется налоговый учет. Поэтому движение ОС отражается при формировании стоимостных балансовых групп и подгрупп, и при исчислении налогов на имущество, землю, транспортные средства.
При выбытии объекта указывается его инвентарный номер, дата и причина (вид) выбытия из справочника, например, списываются пришедшие в негодность активы или ОС реализованные (рис. 4).
 
 
При оформлении данного документа программно заполняются поля шаблона: первоначальная стоимость, текущая стоимость, сумма начисленной амортизации, цена реализации (при продаже).
 
Распечатывается «Акт на выбытие (списание) ОС» по форме ОС-4.
Для перемещения объекта с одного участка на другой с помощью кнопки «Перемещение» оформляется акт на перемещение ОС, где указываются имена подотчетных лиц, передавших и принявших объекты, перечень объектов.
Итоговые выходные документы объединены в группы: Движение ОС, Распределение ОС, Инвентаризационные описи, Статистические отчеты, Дополнительные документы и Налоговые отчеты. В каждой из групп можно выбирать нужные в данный момент документы, расчеты, отчеты, просматривать, печатать. Названия самих документов расположены в правой части таблицы.
 
В группу отчетов о движении ОС и НМА входят:отчет поступивших объектов (форма 101), о внутреннем перемещении (форма 103), о выбывших объектах (форма 104), изменение стоимости (форма 107), оборотная ведомость движения ОС и НМА (форма 111).
Каждое предприятие обязано периодически проводить инвентаризацию ОС и НМА в целях обеспечения достоверности данных и подтверждения показателей финансовой отчетности. Перед проверкой переписью объектов проверяют состояние учета, наличие инвентарных карточек и технических паспортов. Периодичность проведения инвентаризации регламентируется «Учетной политикой».
 
Документ «Инвентаризационные описи» (рис. 5):
 
 
Следует отметить, что программу «АЛТЫН» используют многие бюджетные организации, поэтому список выходных документов расширен и включает различные бюджетные формы.
Нажав кнопку «Сформировать», по запросу можно указать признаки: требуется документ за текущий месяц или за весь год, можно отметить подразделение предприятия или имя подотчетного (материально ответственного) лица, можно сформировать данные по конкретной группе объектов (рис. 6).
 
 
Расчеты амортизациипроизводятся ежемесячно, по методу, заданному пользователем. При этом автоматически формируются бухгалтерские проводки. Однако бюджетные организации до настоящего времени исчисляют амортизацию ОС и НМА один раз в конце года. Такой вариант расчета амортизации в программе предусмотрен. Помимо учета амортизируемых активов, программа позволяет вести учет неамортизируемых активов, а также объектов арендуемых и сдаваемых в аренду.
Согласно требованиям статьи 56 Налогового кодекса, на предприятии должна быть разработана налоговая учетная политика, должен вестись налоговый учет. Для организации налогового учета фиксированных активов используется нижняя часть инвентарной карточки, в которой находятся классификационная и налоговая группы. Налоговая группа выбирается из справочника, в котором, кроме названия налоговых групп, имеются графы «Предельная норма по Налоговому кодексу» и «Применяемая норма в отчетном периоде», для отнесения на вычеты при исчислении КПН (ст. 120 Налогового кодекса РК).
Функции программы позволяют рассчитать налоговую амортизацию по применяемой норме в пределах допустимой, определить стоимостный баланс групп на начало и на конец периода с учетом движения объектов и расходов на ремонт, полностью составить приложение к декларации по корпоративному подоходному налогу (рис. 7).
 
 
Исчисление налога на транспортные средства, земельного налога и налога на имущество происходит полностью автоматически, данные формируют отчетные файлы, которые затем открываются в налоговой программе СОНО, где создается декларация для сдачи в налоговый комитет.
 
Одной из важнейших задач налогового учета является ведение налоговых регистров, которые должны раскрывать данные налоговых деклараций и расчета текущих платежей по налогу на имущество. В качестве налоговых регистров в программе предусмотрены расшифровки по налогам на транспорт, на землю и на имущество. Один из налоговых регистров раскрывает данные о расходах на ремонт (рис. 8).
 
 
Бухгалтерские проводки по учету ОС, НМА, по амортизации передаются в журнал проводок и отражаются в бухгалтерских регистрах и в финансовой отчетности. Таким образом, с применением автоматизированного учета ОС и НМА решается одна из важнейших задач формирования полной и достоверной информации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РК.

Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru