Валютно-финансовая и налоговая политика Таможенного союза и Единого экономического пространства (20.03.2012)

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F
В целях создания добросовестной конкурентной среды для ведения бизнеса, в том числе совместных транснациональных корпораций, немаловажной составляющей экономической инте­грации государств является проводимая ими валютно-финансовая и налоговая политика.
 
На пути дальнейшей интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации предполагается реализация потенциала Таможенного союза, совершенствование институтов развития и практического взаимодействия по обеспечению эффективного функционирования общего рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.
При этом основными вопросами, представляющими взаимный интерес, являются:
   обеспечение экономической безопасности;
   углубление сотрудничества в валютной сфере;
   углубление сотрудничества в вопросах миграционной политики;
   совершенствование и развитие наднациональных институтов.
В настоящей статье дается разъяснение принципов стратегии развития Единого экономического пространства, анализируются аспекты валютно-финансовой и налоговой политики Таможенного союза, обосновывается механизм реализации договорно-правовой базы формирующегося Евразий­ского экономического союза.
 
Налоговая политика в рамках Таможенного союза
В налоговой сфере была проделана кропотливая правовая и организационно-техническая работа, основу которой составлял План действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Итак, за истекший период было осуществлено следующее. Сформирована нормативно-правовая база Таможенного союза в области косвенного налогообложения, которая регламентирует порядок взимания косвенных налогов во взаимной торговле в Таможенном союзе. Обеспечен обмен информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов.
Согласно Сетевому графику подготовки проектов международных соглашений и нормативных правовых актов подписан ряд документов, в числе которых:
- Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г.;
Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декаб­ря 2009 г.;
  Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декаб­ря 2009 г.;
Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декаб­ря 2009 года.
Кроме того, в странах осуществлена работа по приведению национальных налоговых законодательств в соответствие с международными нормативно-правовыми актами Таможенного союза1. Это позволило осуществить взимание налога на добавленную стоимость и акцизов на единой таможенной территории Таможенного союза с 1 июля 2010 года в условиях отсутствия таможенного оформления, а с 1 июля 2011 года – в условиях отсутствия таможенного контроля.
В настоящее время завершаются внутригосударственные про­цедуры по прекращению действия (денонсированию) двусторонних международных договоров, регулирующих вопросы косвенного налогообложения.
В целях отслеживания реализации нормативно-правовых документов ТС в сфере косвенного налогообложения проводился соответствующий мониторинг по направлению «налоговое регулирование». Помимо этого осуществлялась координация обмена информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза. Необходимо отметить, что указанный обмен информацией необходим для администрирования косвенных налогов, в связи с этим он осуществляется на постоян­ной основе.
Сторонами обеспечено необходимое предварительное тестирование программных продуктов информационного обмена между налоговыми органами государств?– членов ТС. После этого было осуществлено внедрение программ в промышленную эксплуатацию с учетом внесенных изменений в Требования к составу и структуре информации в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов в бюджеты государств – членов Таможенного союза и общего форматно-логического контроля (ФЛК).
Дальнейшее формирование и сопровождение информационной системы в области налогового контроля ТС будет осуществляться в рамках национального сегмента Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.
В рамках осуществления мероприятий, обеспечивающих устойчивое функционирование единой таможенной территории Таможенного союза после переноса согласованных видов государственного контроля на внеш­нюю границу ТС, необходимо внедрить информационную систему взаимодействия налоговых и таможенных органов. Указанная система должна предусматривать интеграцию в нее информационных систем других контролирующих органов государств – членов ТС.
В целях дальнейшего совершенствования налогового администрирования, информационного обмена, а также усиления взаимодействия налоговых органов в настоящее время ведется планомерная работа по обобщению предложений, касающихся внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты ТС в налоговой сфере.
 
Налоговая политика в рамках Единого экономического пространства
 
Единое экономическое пространство – это пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором существуют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
В целях правового обеспечения функционирования Единого экономического пространства (ЕЭП) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в марте 2011 года был утвержден План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП 2. Об отдельных соглашениях более подробно будет изложено далее.
Рассматривая вопрос о согласованной налоговой политике, необходимо отметить, что в связи с началом функционирования 1 января 2012 года Единого экономического пространства ее основными задачами являются следующие:
   осуществление мер, направленных на гармонизацию и унификацию национальных налоговых систем;
   проведение ревизии всех соглашений об избежании двойного налогообложения, особенно с офшорными юрисдикциями, с тем, чтобы они не могли быть использованы для уменьшения налоговых обязательств предприятий-резидентов  государств?– членов Таможенного союза;
   исключение недобросовестной межстрановой налоговой конкуренции, обеспечение равных налоговых обязательств хозяйствующих субъектов государств?– членов Таможенного союза; 
   предотвращение уклонения от уплаты налогов на доход и капитал;
   введение эффективных методов контроля за трансфертным ценообразованием в государствах?– членах Таможенного союза;
   повышение эффективности и гармонизация мер и институтов валютного контроля с целью пресечения нелегального вывоза капитала с уклонением от налогов.
Целесообразно принять ряд взаимоувязанных мер по пресечению незаконного вывоза капитала под видом своевременно неполученной экспортной выручки и непогашенных импортных авансов:
   налоговые органы должны стать органами валютного регулирования и валютного контроля, а не только агентами валютного контроля (для этого необходимо ввести порядок обязательного уведомления таможенными органами и банками н">

...

Для получения полного доступа к сайту, Авторизуйтесь или купите полный доступ, либо пройдите бесплатную регистрацию!


вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос
Рубрика статей

–ейтинг@Mail.ru