КРЕАТИВНЫЙ УЧЕТ В СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

В последнее время много говорят о креативном учете как о самостоятельном элементе системы бухгалтерского учета, наряду с такими элементами, как управленческий и налоговый учет. В общих чертах креативный учет можно охарактеризовать как совокупность методов, посредством которых бухгалтер, используя свои профессиональные знания, повышает привлекательность финансовой отчетности для заинтересованных лиц и снижает налоговое бремя для компании, на которую работает. Рассмотрим, как, когда и почему возник креативный учет и каково его место в современной системе учета. Понятие креативности (англ. сreate – творить, создавать) было введено представителями англо-американской бухгалтерской школы, когда разрабатывалась взаимосвязь теории бухгалтерского учета и агентской теории. Если точнее, то термин «креативный учет» ввел британский журналист и экономический обозреватель Й. Гриффитс (Griffiths I.). В 1986 году он написал и опубликовал исследование, которое так и назвал: «Creative Accounting». В нем он совершенно правильно подчеркивает, что в основе деятельности любой компании лежит получение прибыли, что любая публичная отчетность основывается на регистрах, которые были слегка подправлены или полностью исправлены, и что «цифры, которые дважды в год скармливаются сообществу инвесторов, изменены все до единой, чтобы защитить виновника. Это самая большая уловка, начиная с троянского коня… Фактически такой обман не лишен безупречного вкуса, ведь он полностью законен. Это – креативный учет». Учитывая, что креативный учет появился во второй половине ХХ века и стал развиваться особенно активно с середины 80-х годов, можно выделить, по крайней мере, три основные причины его возникновения. Первой причиной является отделение управления хозяйствущим субъектом от его финансирования. Дело в том, что развитие корпоративной формы собственности на определенном этапе обусловило необходимость отделения функций управления активами от функций владения ими. Укрупнение коммерческих предприятий путем объединения финансовых ресурсов множества экономических субъектов привело к тому, что индивидуальное отслеживание эффективности управления отдельным инвестированным капиталом стало экономически нецелесообразным вследствие роста трансакционных издер­жек и затрат, связанных с принятием управленческих решений. В результате стала экономически оправданной передача функций оперативного управления капиталом (активами компаний) наемным топ-менеджерам. В этих условиях учет и отчетность находятся под контролем топ-менеджмента компании. Поэтому, отчитываясь о результатах своей работы перед собственниками компании путем представления отчетности, наемные топ-менеджеры стремятся по возможности завуалировать негативные и «выпятить» позитивные стороны имущественного и финансового положения управляемой ими компании. Вторая причина кроется в принципиальной невозможности абсолютно строгого регулирования учета. Нет сомнения в том, что однозначная трактовка имущественного и финансового положения компании допустима только при условии однозначного регламентирования оценок и методов отражения всех хозяйственных операций в учете. Такое однозначное трактование в принципе невозможно. Всегда остается свобода выбора в трактовке сути операции и применяемых оценок и методов учета. Третья причина, как это ни парадоксально, связана с переходом на МСФО. С начала
1960-х годов по предложению Организации Объединенных Наций (ООН) начался процесс создания международных стандартов. Первоначально этот процесс сопровождался формированием национальных бухгалтерских стандартов. В период с 1970-го по 1975 год практически во всех странах с англосаксонской моделью учета были разработаны и внедрены свои национальные стандарты бухгалтерского учета. В условиях жесткого регулирования бухгалтерского учета снижается возможность свободного вуалирования баланса, что сподвигло бухгалтеров «на творчество». А переход на международные стандарты, предусматривающие некоторую свободу действий бухгалтеров в решении определенных задач, вообще способствовал и способствует развитию бухгалтерского творчества. Именно тогда сложился творческий (креативный) учет в его современном понимании, то есть как инжиниринг экономической информации, согласованный с общепринятыми бухгалтерскими принципами. Сегодня творческий подход бухгалтера представляет собой лавирование между стандартами, выбор наиболее удобных для конкретного бизнеса положений по ведению бухучета и закрепление выбранной стратегии в учетной политике компании. По существу, элемент креативности в учете присутствует всегда. Дело только в том, как использовать этот элемент при составлении финансовой отчетности, чтобы она не противоречила концепции достоверности и непредвзятости. Основными приемами креативного учета можно назвать: ?  манипулирование прибылью; ?  манипулирование оценками активов; ?  создание скрытых резервов; ?  создание забалансовых источников финансирования. 1. Манипулирование прибылью. Прием креативного учета, названный манипулированием прибылью, нацелен на сглаживание доходов. Другими словами, в финансовой отчетности компании отображается такой реальный рост прибыли, который создает видимость отсутствия спорадических ее колебаний. Примером такого сглаживания доходов является метод «big bath accounting», при котором в отчетности искусственно завышают убытки текущего года, в результате чего рост прибыли в последующие годы, на которые запланировано привлечение инвесторов, кажется особенно впечатляющим. Еще одним примером сглаживания прибыли может быть отражение предсказуемой доходности. В этом случае показатели доходности, наряду со сглаживанием, максимально приближены к показателям, которые спрогнозированы экспертами, особенно внешними. В результате создается видимость соответствия ожиданиям инвесторов, что их и привлекает в компании. Одним из распространенных на практике примеров манипулирования доходностью компании может служить взаимная купля-продажа товара по одной и той же цене. В этом случае оформляются только документы на продажу, допустим, компанией «А» компании «В» какого-то товара на сумму 10 млн тенге, а через некоторое время оформляются документы на обратную продажу компанией «В» компании «А» этого же товара по этой же стоимости. Все это приводит к искусственному увеличению объемов продаж и, как следствие, к улучшению имиджа компаний на соответствующих рынках. Манипулирование прибылью может происходить и при отражении будущих продаж в текущем периоде. Так, в соответствии с принципом начисления выручка и расходы, связанные с ее получением, должны признаваться в одном и том же отчетном периоде. Однако на стыке отчетных периодов компании нередко нарушают этот прин­цип, признавая выручку в декабре, а расходы, связанные с ее получением, в январе следующего года. Это приводит к нереальному росту прибыли компании. К манипулированию прибылью можно отнести операции по оформлению продаж с условием. Когда заключается сделка с условием, предусматривающим существенную неопределенность в переходе прав собственности и получения выгод, выручка от продажи товара признается независимо от факта перехода прав собственности и получения выгод. Примером такой сделки может служить продажа товаров с правом обратного выкупа в течение неопределенного времени. В бухгалтерии такую сделку проводят обычно как реализацию товара с отражением выручки, в то время как по экономической сути подобные сделки следовало бы отражать как денежную ссуду под залог товара. 2. Манипулирование оценками активов подразумевает некорректную оценку и переоценку активов компании. Завышение балансовой стоимости активов является одним из способов влияния на финансовое положение и финансовые результаты деятельности компаний. В зависимости от рода деятельности компании наиболее популярными статьями баланса для креативного учета считаются дебиторская задолженность и запасы. Кроме того, гудвилл, нематериальные активы, ...

Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru