СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКИХ КАРТ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (15.02.2012)

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F
Cистема стратегических карт на основе системы сбалансированных показателей (далее ССП) – это способ согласования долгосрочных целей предприятия, его оперативного бизнеса и контроля их достижения. Основная идея стратегических карт заключается в том, что предприятие, наряду с решением своих текущих задач, должно аккумулировать капитал, нацеленный на долгосрочное и эффективное развитие. 
Система причинно-следственных взаимосвязей между показателями классической ССП была описана американскими экономистами Капланом Р. С. и Нортоном Д. П. ССП строится на основе совокупности ключевых показателей эффективности развития предприятия (KPI). Такой подход дает возможность оценивать деятельность предприятия по финансовым результатам, степени удовлетворенности покупателей продукции, организации бизнеса и росту объемов выпускаемой продукции, а также определять, какие меры следует предпринимать и куда инвестировать средства, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность предприятия.
 
Внедрение ССП позволит:
?   решить задачу стратегического планирования и последующего мониторинга достижения стратегических задач предприятия;
?   проводить комплексную оценку деятельности предприятия и его подразделений, основанную на постоянном контроле четырех наиболее существенных ее аспектов;
?   определять важнейшие факторы эффективности работы предприятия и сконцентрировать усилия всех его подразделений на достижении успеха по выбранным направлениям;
?   сформулировать стратегические цели и задачи предприятия в операционных понятиях – цифрах и нефинансовых индикаторах, доступных для понимания конкретных исполнителей;
?   мотивировать руководителей и работников предприятия к достижению стратегических целей;
?   оперативно принимать обоснованные управленческие решения на основании сформированных приоритетов деятельности предприятия.
 
Основные цели системы стратегических карт на основе ССП заключаются в построении стройной системы развития предприятия, включающей в себя:
?  гибкость – быстрое реагирование предприятия на изменения рыночных  ситуаций;
?   эффективность – стремление побеждать на определенных сегментах рынков в конкурент­ной борьбе;
?   инновационность – стремление к внедрению на рынках новых видов продукции;
?   ориентированность на покупателей – обеспечение их продукцией высшего качества по доступным ценам;
?   обучение работников – повышение уровня квалификации, рост производительности труда, материальное и моральное стимулирование.
 
ССП, как инструмент стратегического и оперативного управления предприятием, строится на основе формализации и группировки ключевых показателей эффективности деятельности предприятия (KPI) в рамках четырех составляющих его стратегических целей и задач (см. схему 1):
?   финансовой составляющей (прибыль, рентабельность активов и капитала и др.);
?   клиентской составляющей (доля предприятия в определенных секторах рынка, прирост численности новых покупателей, скорость и качество обслуживания, соблюдение технологической дисциплины и др.);
?   составляющей внутренних бизнес-процессов (соблюдение технологической дисциплины, объем активов и собственного капитала, количество покупателей, себестоимость продукции и др.);
?   составляющей обучения и развития, повышения эффективности деятельности работников (коэффициент текучести кадров, чистый доход на одного работника, повышение уровня компетентности работников и др.).
Схема 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 













Финансовая составляющая – это последовательность действий, которые необходимо выполнять предприятию в рамках всех четырех составляющих системы для достижения установленного им долгосрочного результата. Общий показатель – рост объема продаж продукции и доли в целевом сегменте рынка.
Клиентская составляющая определяет круг клиентов и сегменты рынка, на котором предприятие работает.
Составляющая внутренних бизнес-процессов определяет виды деятельности предприятия, наиболее важные для достижения целей клиентуры и акционеров.
Составляющая обучения и развития определяет факторы, способствующие повышению эффективности труда работников предприятия по росту доходов.
Основные стратегические цели предприятия заключаются в следующем:
?   рост доходов предприятия – увеличить и стабилизировать поступления доходов предприятия за счет расширения источников их получения посредством предоставления клиентам широкого ассортимента высококачественных товаров;
?   рост эффективности – увеличить эффективность операций за счет перевода низкодоходных активов на более экономичные формы производства, завоевания новых локальных товарных рынков.
Настоящей системой предусматриваются 4 уровня управления развитием предприятия:
    1-й уровень: сформулировать стратегию развития предприятия, систему целей, направленных на реализацию на рынках конкурентных преимуществ предприятия, позволяющих повысить его финансовые показатели деятельности;
    2-й уровень: трансформировать стратегию до уровня оперативной деятельности, оценивать степень достижения целей и эффективность функционирования предприятия;
    3-й уровень: реструктурировать систему управления предприятием путем:
   выделения основных процессов, составляющих суть управления предприятием и ориентированных на достижение установленных целей;
   оптимизации организационных структур предприятия;
   совершенствования планово-бюджетной системы;
   формирования системы контроллинга (управленческий учет, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия);
   совершенствования системы мотивации работников;
    4-й уровень: внедрить управление бизнес-процессами (описание технологических процессов, разработка технологических карт, универсализация и стандартизация, нормирование трудозатрат).
Стратегии предприятия приведены на схеме 2.

 
 
 
 
 


 

Схема 3
 

 

 Вес KPI – это значимость вклада данного показателя при оценке степени влияния на достижение цели. Значение веса – от 0 до 1, а сумма всех весов KPI, определенных для цели, должна равняться 1. Значения весов  KPI приведены на схеме 5.

Схема 5

Значения весов KPI

   

Оценка деятельности предприятия по KPI проводится на основании отношения фактических показателей предприятия к нормативным, плановым или средним показателям по всей отрасли. В результате по каждому KPI рассчитываются коэффициенты отклонения (К):

К = Фактические показатели /
Плановые показатели (нормативное, среднее значение по всей отрасли).

С целью учета приоритетности каждого показателя К вводятся поправочные коэффициенты (Р), отражающие весовое значение каждого показателя.

 

Общая сумма весовых коэффициентов должна быть равной 1.

 

Конкретные значения принятых весовых коэффициентов (Р) следующие:

ТОбщая оценка деятельности предприятия определяется по выражению:

Ko. = К1 ? Р1 + К2 ? Р2 + К3 ? Р3 + К4 ? Р4 + К5 ? Р5 + К6 ? Р6 + К7 ? Р7 + К8 ? Р8 + … ,

где  К1, К2, К3            коэффициенты отклонения по каждому KPI;

       Р1, Р2, Р3,         весовые  коэффициенты, отражающие значимость каждого из KPI.

Порядок расчета коэффициентов следующий:

                                 Таблица 2

Порядок расчета коэффициентов

Показатель (KPI)

 

Что отражает

 

Как рассчитывается

 

Весовой коэффициент (Р)

 

Коэффициент отклонения 1, К2 …)

 

Общий коэффициент

о.)

1

 

2

 

3

 

4

 

















...

Для получения полного доступа к сайту, Авторизуйтесь или купите полный доступ, либо пройдите бесплатную регистрацию!


вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос
Рубрика статей

–ейтинг@Mail.ru