+7 (727) 346-83-53 Алматы
+7 (7172) 36-64-64 Астана
Рубрика статей

Когда предпринимательская деятельность оказывается в зоне повышенного риска
15.02.2012

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

В каком порядке налоговые органы относят налогоплательщиков к степени риска? Как применяется система управления рисками в целях возврата НДС? Какие административные последствия возникают при выявлении нарушений при проверках? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Проверка субъекта частного предпринимательст­ва – одна из форм государственного контроля, который проводится государственными органами, уполномоченными на осуществление контрольных и (или) надзорных функций.

С 25 января 2011 года введен в действие Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 377-IV «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» (далее – Закон), в связи с чем исключены положения главы 8 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124-III «О частном предпринимательстве» касательно проверок контрольно-надзорными органами.

В соответствии со статьей 7 Закона предусмотрены виды контроля и надзора.

Контроль подразделяется на внутренний контроль и внешний контроль.

Внутренний контроль – контроль, осуществляемый государственным органом за исполнением его структурными и территориальными подразделениями, подведомственными государственными органами и организациями принятых государственным органом решений, а также требований законодательства Республики Казахстан.

Внешний контроль – контроль, осуществляемый органом контроля и надзора по проверке и наблюдению за деятельностью проверяемых субъектов на соответствие требованиям, установленным законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Казахстан.

По результатам внешнего контроля в случае выявления нарушений законодательства Республики Казахстан государственные органы в пределах своей компетенции возбуждают административное, дисциплинарное производство либо инициируют соответствующие исковые заявления в пределах своей компетенции и (или) принимают иные меры, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Надзор заключается в применении уполномоченным государственным органом правоограничительных мер оперативного реагирования без возбуждения административного производства.

Надзор подразделяется на:

1) высший надзор, осуществляемый прокуратурой Республики Казахстан;

2) надзор, осуществляемый уполномоченными государственными органами в порядке и на условиях, установленных данным Законом и иными законами Республики Казахстан.

Статьей 10 данного Закона предусмотрены формы государственного контроля и надзора, согласно которым государственный контроль и надзор за деятельностью объектов контроля осуществляется в форме:

1) проверки, порядок организации и проведения которой определяется данным Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан;

2) иных формах контроля и надзора, носящих предупредительно-профилактический характер, порядок организации и проведения которых определяется законодательными актами Республики Казахстан.

 Иные формы контроля и надзора проводятся уполномоченными на осуществление контрольных и (или) надзорных функций государственными органами в соответствии с принципом необходимости и достаточности с учетом утвержденных критериев системы оценки рисков без посещения объектов (субъектов) контроля и надзора.

При проведении иных форм государственного контроля и надзора не требуются предварительное уведомление объекта государственного контроля и надзора и регистрация в органе государственной регистрации.

По итогам иных форм государственного контроля и надзора в зависимости от их вида могут быть составлены итоговые документы (справка, предписание, заключение и другое) без возбуждения дела об административном правонарушении в случае выявления нарушения, но с обязательным разъяснением объекту контроля и надзора порядка его устранения.

Согласно пункту 5 статьи 12 данного Закона особенности порядка, сроки проведения, продления, приостановления проверок, оформления акта о назначении, результатах и завершении проверок, осуществляемых органами налоговой службы, определяются Налоговым кодексом Республики Казахстан.

 В соответствии со статьей 13 данного Закона предусмотрена система управления рисками. При этом риск – это вероятность причинения вреда в результате деятельности физического или юридического лица жизни или здоровью человека, окружающей среде, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий.

Система оценки рисков – это комплекс мероприятий, проводимый уполномоченным на осуществление контрольных и/или надзорных функций государственным органом, с целью планирования проверок.

В зависимости от степени риска государственные органы относят субъектов частного предпринимательства к группам высокого, среднего либо незначительного риска и определяют для них периодичность проведения плановых проверок.

Отнесение объектов контроля и надзора к группе риска осуществляется на основании показателей рисков, критериев определения рисков, критериев отнесения объектов контроля и надзора к группам риска, отраслевых статистических данных о нарушениях объектами контроля и надзора, которые определяются органами государственного контроля и надзора.

В зависимости от степени риска органы государственного контроля и надзора определяют периодичность проведения плановых проверок для объектов контроля и надзора, но не чаще одного раза в год – при высокой степени риска; одного раза в три года – при средней степени риска; одного раза в пять лет – при незначительной степени риска.

 Согласно статье 16 данного Закона проверки объектов контроля и надзора делятся на следующие виды:

1) плановая,

2) внеплановая.

Плановые и внеплановые проверки подразделяются на:

1) комплексные,

2) тематические.

Основанием для назначения плановой налоговой проверки субъектов частного предпринимательства является план, утвержденный уполномоченным органом контроля и надзора (Налоговым комитетом Министерства финансов РК) в соответствии с системой оценки рисков и с учетом установленных временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам с целью предупреждения угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

Для определения критериев оценки рисков разработана система управления рисками (СУР).

Цели использования СУР налоговыми органами

В с">

...

Для получения полного доступа к сайту, Авторизуйтесь или купите полный доступ, либо пройдите бесплатную регистрацию!


вернуться назад