Когда предпринимательская деятельность оказывается в зоне повышенного риска

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

В каком порядке налоговые органы относят налогоплательщиков к степени риска? Как применяется система управления рисками в целях возврата НДС? Какие административные последствия возникают при выявлении нарушений при проверках? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье. Проверка субъекта частного предпринимательст­ва – одна из форм государственного контроля, который проводится государственными органами, уполномоченными на осуществление контрольных и (или) надзорных функций. С 25 января 2011 года введен в действие Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 377-IV «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» (далее – Закон), в связи с чем исключены положения главы 8 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124-III «О частном предпринимательстве» касательно проверок контрольно-надзорными органами. В соответствии со статьей 7 Закона предусмотрены виды контроля и надзора. Контроль подразделяется на внутренний контроль и внешний контроль. Внутренний контроль – контроль, осуществляемый государственным органом за исполнением его структурными и территориальными подразделениями, подведомственными государственными органами и организациями принятых государственным органом решений, а также требований законодательства Республики Казахстан. Внешний контроль – контроль, осуществляемый органом контроля и надзора по проверке и наблюдению за деятельностью проверяемых субъектов на соответствие требованиям, установленным законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Казахстан. По результатам внешнего контроля в случае выявления нарушений законодательства Республики Казахстан государственные органы в пределах своей компетенции возбуждают административное, дисциплинарное производство либо инициируют соответствующие исковые заявления в пределах своей компетенции и (или) принимают иные меры, предусмотренные законами Республики Казахстан. Надзор заключается в применении уполномоченным государственным органом правоограничительных мер оперативного реагирования без возбуждения административного производства. Надзор подразделяется на: 1) высший надзор, осуществляемый прокуратурой Республики Казахстан; 2) надзор, осуществляемый уполномоченными государственными органами в порядке и на условиях, установленных данным Законом и иными законами Республики Казахстан. Статьей 10 данного Закона предусмотрены формы государственного контроля и надзора, согласно которым государственный контроль и надзор за деятельностью объектов контроля осуществляется в форме: 1) проверки, порядок организации и проведения которой определяется данным Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан; 2) иных формах контроля и надзора, носящих предупредительно-профилактический характер, порядок организации и проведения которых определяется законодательными актами Республики Казахстан.  Иные формы контроля и надзора проводятся уполномоченными на осуществление контрольных и (или) надзорных функций государственными органами в соответствии с принципом необходимости и достаточности с учетом утвержденных критериев системы оценки рисков без посещения объектов (субъектов) контроля и надзора. При проведении иных форм государственного контроля и надзора не требуются предварительное уведомление объекта государственного контроля и надзора и регистрация в органе государственной регистрации. По итогам иных форм государственного контроля и надзора в зависимости от их вида могут быть составлены итоговые документы (справка, предписание, заключение и другое) без возбуждения дела об административном правонарушении в случае выявления нарушения, но с обязательным разъяснением объекту контроля и надзора порядка его устранения. Согласно пункту 5 статьи 12 данного Закона особенности порядка, сроки проведения, продления, приостановления проверок, оформления акта о назначении, результатах и завершении проверок, осуществляемых органами налоговой службы, определяются Налоговым кодексом Республики Казахстан.  В соответствии со статьей 13 данного Закона предусмотрена система управления рисками. При этом риск – это вероятность причинения вреда в результате деятельности физического или юридического лица жизни или здоровью человека, окружающей среде, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий. Система оценки рисков – это комплекс мероприятий, проводимый уполномоченным на осуществление контрольных и/или надзорных функций государственным органом, с целью планирования проверок. В зависимости от степени риска государственные органы относят субъектов частного предпринимательства к группам высокого, среднего либо незначительного риска и определяют для них периодичность проведения плановых проверок. Отнесение объектов контроля и надзора к группе риска осуществляется на основании показателей рисков, критериев определения рисков, критериев отнесения объектов контроля и надзора к группам риска, отраслевых статистических данных о нарушениях объектами контроля и надзора, которые определяются органами государственного контроля и надзора. В зависимости от степени риска органы государственного контроля и надзора определяют периодичность проведения плановых проверок для объектов контроля и надзора, но не чаще одного раза в год – при высокой степени риска; одного раза в три года – при средней степени риска; одного раза в пять лет – при незначительной степени риска.  Согласно статье 16 данного Закона проверки объектов контроля и надзора делятся на следующие виды: 1) плановая, 2) внеплановая. Плановые и внеплановые проверки подразделяются на: 1) комплексные, 2) тематические. Основанием для назначения плановой налоговой проверки субъектов частного предпринимательства является план, утвержденный уполномоченным органом контроля и надзора (Налоговым комитетом Министерства финансов РК) в соответствии с системой оценки рисков и с учетом установленных временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам с целью предупреждения угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. Для определения критериев оценки рисков разработана система управления рисками (СУР). Цели использования СУР налоговыми органами В соответствии со статьей 625 Налогового кодекса СУР основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые органами налоговой службы в целях выявления и предупреждения риска. Риском признается вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству. На основе результатов оценки рисков осуществляется дифференцированное применение форм налогового контроля, одной из форм которого является налоговая проверка, а также в целях обеспечения более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов при рассмотрении вопроса о возврате превышения НДС. Критерии оценки степени риска утверждены совместным приказом министра финансов РК от 2 февраля 2010 года № 34 и приказом министра экономики и бюджетного планирования РК от 4 февраля 2010 года № 26. При этом критерии разработаны для отнесения налогоплательщиков к степени риска с целью отбора действующих налогоплательщиков в разрезе регионов для проведения плановых налоговых проверок. Они не распространяются на следующих налого­плательщиков: 1) некоммерческие организации; 2) организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере; 3) индивидуальных предпринимателей; 4) юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Разработанная органами налоговой службы система управления рисками позволяет на уровне камерального контроля определять предприятия, попадающие в категорию риска и подлежащие документальной проверке в первую очередь. Порядок отнесения налоговыми органами налогоплательщиков
к степени риска Так, согласно системе управления рисками обязательной проверке подлежат предприятия, попадающие под следующие критерии: 1. Коэффициент налоговой нагрузки налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения коэффициента налоговой нагрузки (КНН): менее чем на 25% – 10 баллов; от 25% до 50% – 20 баллов; от 50% до 75% – 30 баллов; более чем ...

Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru