Разбор ситуаций. Активы предприятия и их списание. Заполнение сопроводительной накладной

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

   

 

 

                                                                                                      Разбор ситуаций  
 
 
 
                                                                                       Активы предприятия и их списание
 
ТОО сдало в аренду основное средство. После окончания срока договора арендатор вернул его в состоянии, не пригодном для дальнейшего использования. ТОО подало в суд иск о возмещении нанесенного ущерба.
Как на этот период  учитывать основное средство, и вправе ли мы уже сейчас полностью списать на  расходы его стоимость? Если да, то какие нужно применить бухгалтерские проводки?
 
Согласно Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» основные средства – это материальные активы, которые:
1) предназначаются для использования в производстве или поставке товаров или услуг, для сдачи в аренду другим лицам или для административных целей;
 2) как ожидается, будут использованы в течение более одного периода.
На основании статьи 540 особенной части Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК)  от 1 июля 1999 года  № 409-I  (по состоянию на 22.07.2011 г.)  пo договору имущественного найма (аренды) наймодатель обязуется предоставить нанимателю имущество за плату во временное владение и пользование. В случаях и порядке, установленных ГК РК, наниматель вправе распоряжаться нанятым имуществом. К договорам имущественного найма также относятся договоры лизинга, проката, а также иные виды договоров, связанные с передачей имущества за плату во временное пользование.
В имущественный наем могут быть переданы предприятия и другие имущественные комплексы, земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования  (непотребляемые вещи).
Согласно  статье  553 ГК РК,  наниматель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию имущества, если иное не установлено законодательством или договором. Наниматель обязан вернуть наймодателю имущество в том состоянии, в каком его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Если состояние возвращаемого имущества по окончании договора не соответствует условиям, предусмотренным в пункте 1 статьи 561 ГК РК, наниматель возмещает наймодателю причиненный ущерб.
Если имущество, сданное внаем, выбывает из строя раньше срока службы, предусмотренного в договоре, то наниматель возмещает наймодателю остаточную стоимость имущества, если иное не предусмотрено договором. В связи с этим требования ТОО о возмещения ущерба в судебном порядке считаю правомерным.
Согласно Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» признание балансовой стоимости объекта основных средств прекращается:
1)  при его выбытии; или
2)  когда от его использования или выбытия не ожидается никаких будущих экономических выгод.
Доходы или расходы, возникающие в связи со списанием объекта основных средств, включаются в состав прибыли или убытка при списании объекта. Прибыль  не должна классифицироваться как выручка. Доходы или расходы, возникающие в связи со списанием объекта основных средств, определяются как разница между чистыми поступлениями от выбытия, если таковые имеются, и балансовой стоимостью объекта.
На основании вышеизложенного, считаю, что данное основное средство необходимо в учете списать с баланса, поскольку от него уже не ожидается получения выгод, а ввиду того, что идет судебное разбирательство, учитывать его на забалансовых счетах (не утилизировать, не разбирать до вынесения окончательного решения).
Для списания объекта  основных средств с баланса предприятия приказом руководителя должна быть создана  комиссия, в состав которой входит руководитель или его заместитель (к примеру, главный инженер), главный бухгалтер или его заместитель, материально - ответственное лицо.
Члены комиссии производят осмотр объ­екта основных средств, подлежащего списанию, и устанавливают их непригодность к восстановле­нию и дальнейшему использованию, причины списания. Определяют возможность использования отдельных узлов, деталей и материалов, их оценку, составляют акты на списание основных средств.
Для списания основных средств,  кроме автомобильного транспорта, используется форма ОС-4 «Акт на выбытие (списание) основных средств»,   приложение  20 к приказу министра финансов РК «Об утверждении форм первичных учетных документов»   от 21 июня 2007 года № 216.
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации (индивидуальным предпринимателем) или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию для снятия основных средств с учета, второй - остается у лица, ответственного за сохранность данного объекта,  и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п. Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п.  отражаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием объектов основных средств,  и о поступлении запасов от их списания».  На основании акта делаются отметки о выбытии основного средства в инвентарной карточке.
Что касается налогового учета (при условии, если основное средство учитывалось в составе фиксированных активов компании), то согласно статье 119 Налогового кодекса выбытием фиксированных активов является прекращение признания данных активов в бухгалтерском учете в качестве основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов, за исключением случаев прекращения признания в результате полной амортизации и (или) обесценения, а также перевод в состав активов, предназначенных для продажи. Признание в целях налогообложения выбытия фиксированных активов означает исключение выбывших активов из состава фиксированных активов.
При утрате, уничтожении, порче, потере фиксированных активов –  в случаях страхования фиксированных активов - стоимостный баланс подгруппы (группы) уменьшается на стоимость, равную сумме страховых выплат страхователю страховой организацией в соответствии с договором страхования. При отсутствии страхования фиксированных активов, кроме фиксированных активов I группы, выбытие не отражается.
Согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета  факт списания основного средства в бухгалтерском учете можно отобразить следующими проводками.
 
 
Д-т                                                                        К-т
               

 

1. На сумму ранее начисленной амортизации

 

2420 «Амортизация основных средств»

    2410 «Основные средства»

 

2. На балансовую стоимость списываемых  ОС

 

7410 «Расходы по выбытию активов»

2410 «Основные средства»

 

3. Прочие расходы по выбытию (демонтаж и пр. после решения суда)

 

7410 «Расходы по выбытию активов»

3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» (если демонтаж выполняется силами сторонней организации)

 

7410 «Расходы по выбытию активов»

3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда» (рабочих занятых на демонтаже) / 3150 «Социальный налог»  /  3210  «Обязательства по социальному страхованию»

 

4. Оприходованы материалы, пригодные для дальнейшего использования/реализации

 

1350 «Прочие запасы»

6280 «Прочие доходы»

 

     5. Отражение задолженности  арендатора на сумму претензии

 

1280  «Прочая краткосрочная   дебиторская       задолженности»/Претензии

6280 «Прочие доходы»/Доходы по

претензиям

 
 
 
На балансе ТОО есть автомобиль, который  до последнего времени использовали для доставки товаров. Сейчас на нем никто не работает, мы его отремонтировали и решили продать. По этой причине сняли его с учета в ГАИ.
Вправе ли компания амортизировать этот автомобиль в налоговом учете до момента реализации?
 
 
В соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» предприятие должно классифицировать долгосрочный актив (или выбывающую группу) как предназначенный для продажи, если его балансовая стоимость будет возмещена в основном за счет продажи, а не посредством продолжающегося использования.
 Для этого актив (или выбывающая группа) должен быть в наличии для немедленной продажи в его текущем состоянии и только на условиях обычных и обязательных при продаже таких активов (или выбывающих групп), и его продажа должна быть в высшей степени вероятной. Для того чтобы продажа была в высшей степени вероятной, соответствующий уровень руководства должен принять план о продаже  актива  (или выбывающей группы), и должна быть инициирована активная программа поиска покупателя и выполнения плана. Более того, должна активно вестись деятельность по продаже актива (или выбывающей группы) по цене, которая является обоснованной сравнительно с его текущей справедливой стоимостью. В дополнение, должно быть ожидание, что продажа будет удовлетворять требованиям для признания в качестве законченной продажи в течение одного года с даты классификации, за исключением случаев,  когда под влиянием событий или обстоятельств период завершения продажи может превысить один год.  Увеличение периода, требуемого для завершения продажи, не препятствует классификации актива (или выбывающей группы) в качестве предназначенного для продажи, если причиной задержки являются события или обстоятельства, не контролируемые предприятием, и существует достаточное подтверждение того, что предприятие будет продолжать выполнять план по продаже актива (или выбывающей группы).  
МСФО (IFRS) 5 требует, чтобы активы, которые отвечают критериям классификации в качестве предназначенных для продажи, измерялись по наименьшей из балансовой и справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу,  и начисление амортизации на такие активы было прекращено. Непосредственно перед первоначальной классификацией актива (или выбывающей группы) как предназначенного для продажи, балансовая стоимость актива (или всех активов и обязательств в группе) должна быть измерена в соответствии с применимыми МСФО (IFRS).
Согласно статье 119 Налогового кодекса,  если иное не установлено статьей 119, выбытием фиксированных активов является прекращение признания данных активов в бухгалтерском учете в качестве основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов, за исключением случаев прекращения признания в результате полной амортизации и (или) обесценения, а также перевод в состав активов, предназначенных для продажи. Признание в целях налогообложения выбытия фиксированных активов означает исключение выбывших активов из состава фиксированных активов.
Если иное не установлено настоящей статьей, стоимостный баланс подгруппы (группы) уменьшается на балансовую стоимость выбывающих фиксированных активов, определенную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности на дату выбытия.
На основании вышеизложенного, на балансовую стоимость данного автомобиля, по которой он числится в бухгалтерском учете предприятия на момент перевода в состав активов, предназначенных для продажи, будет уменьшен стоимостный  баланс соответствующей налоговой группы (2-й, в частности), а значит сумма амортизации, подлежащей отнесению на вычеты, в конечном итоге будет уменьшена. Иными словами, по автомашине не будет исчисляться налоговая амортизация.
Рекомендуемые проводки:

Д-т                                                                                                             

К-т  

2420 «Амортизация основных средств»

2410 «Основные средства»

 

1510 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи»

2410 «Основные средства»

 

При реализации автомашины

 

7410 «Расходы по выбытию активов»

1510 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи»

 

1210  «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»

6210  «Доходы от выбытия активов»

 

1210  «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»

3130  «Налог на добавленную стоимость» (если ТОО является плательщиком НДС)

 
 
 
 
Недавно закончили реконструкцию одного из цехов и перенесли туда часть производственного оборудования. Демонтаж, повторную установку и настройку оборудования для нас выполняла сторонняя компания.  
Как правильно учесть данные расходы? Какие сделать бухгалтерские записи?
 
Для начала будет необходимо  отметить, что согласно Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» включение затрат в балансовую стоимость объекта основных средств  прекращается, когда такой объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства предприятия. Таким образом, затраты, понесенные при использовании или перемещении объекта, не включаются в балансовую стоимость этого объекта. В частности, не включаются в балансовую стоимость объекта основных средств затраты на частичную или полную передислокацию или реорганизацию деятельности предприятия.
Согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета,  данную операцию можно отразить в бухгалтерском учете следующими проводками:

Д-т

К-т

 

Расходы по демонтажу, монтажу, настройке оборудования силами сторонней организации

 

8110 «Основное производство» / Расходы по ОС

3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

 
 
 
 
 
                                                                Заполнение сопроводительной накладной
 
Организация занимается розничной реализацией ГСМ. При сдаче  сопроводительной накладной от поставщика  в налоговый комитет  инспектор сказал, что сопроводительная накладная неправильно заполнена, и составил на покупателя   протокол за неправильное заполнение. Правомерны ли действия налогового инспектора? Если нет, то как доказать свою правоту? 
 
В данном случае налоговый орган должен оформить  протокол административного правонарушения за допущенное налоговое нарушение в отношении лица, виновного в совершении данного правонарушения,  то есть поставщика.
Правоту в данном случае можете доказать в рамках административного производства.   В соответствии со статьей  636 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых  судами, протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять налоговые органы лишь по следующим статьям Налогового кодекса РК: 137, 138, 154-157, 168-1, 213, 214, 359, 361, 374 (частями пятой, шестой, восьмой, девятой), 532-535.  
Затем протокол об административном правонарушении в течение трех суток с момента составления направляется для рассмотрения судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается в суде по месту его совершения, где у ТОО имеется возможность  доказать, что данный протокол составлен с нарушениями действующего законодательства. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом (должностным лицом), рассматривающим дело, но не более чем на один месяц, а по делам, связанным с исполнением налогового обязательства, на период срока обжалования.
Судья, орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязаны выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 649 КоАП РК).   Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья, орган (должностное лицо) выносят одно из следующих постановлений:
1) о наложении административного взыскания;
2) о прекращении производства по делу;
3) о передаче дела на рассмотрение судье, органу (должностному лицу), правомочному за данное административное правонарушение налагать …;
4) о принудительном исполнении постановления о наложении штрафа.
Кроме того, в соответствии с нормами статьи  686 Налогового кодекса,  налогоплательщик или его уполномоченный представитель имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы вышестоящему органу налоговой службы или в суд. Действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы обжалуются в порядке, предусмотренном главой 27 ГПК РК «Производство по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих»,  согласно которой  юридическое лицо вправе оспорить решение, действие (или бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего непосредственно в суде. Предварительное обращение в вышестоящие органы и организации, к должностному лицу не является обязательным условием для предъявления заявления в суд и его принятия судом к рассмотрению и разрешению по существу.
Заявление подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 3 ГПК РК. Заявления, рассмотрение которых отнесено к подсудности районных судов, могут быть поданы в суд по месту нахождения государственного органа, действия которого оспариваются.
Юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении их прав, свобод и охраняемых законом интересов.
 Пропуск трехмесячного срока для обращения с заявлением не является основанием для суда к отказу в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании при рассмотрении заявления по существу и могут являться одним из оснований к отказу в удовлетворении заявления.
Заявление рассматривается судом в месячный срок с участием прокурора, представителя юридического лица, руководителя государственного органа,  должностного лица или государственного служащего, решения и действия которых оспариваются.
Суд, признав заявление обоснованным, выносит решение об обязанности соответствующего государственного органа, должностного лица или государственного служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.
 Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения и действия были вынесены и совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного органа, должностного лица или государственного служащего,  и права, свободы и охраняемые законом интересы гражданина и юридического лица не были нарушены.
Решение суда направляется для устранения допущенных нарушений закона руководителю государственного органа, должностному лицу, государственному служащему, решения и действия которых были оспорены, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу, организации или должностному лицу в течение трех дней после вступления решения суда в законную силу.
 

Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru