Рубрика статей

Разбор ситуаций. Активы предприятия и их списание. Заполнение сопроводительной накладной
14.02.2012

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

   

 

 

                                                                                                      Разбор ситуаций  
 
 
 
                                                                                       Активы предприятия и их списание
 
ТОО сдало в аренду основное средство. После окончания срока договора арендатор вернул его в состоянии, не пригодном для дальнейшего использования. ТОО подало в суд иск о возмещении нанесенного ущерба.
Как на этот период  учитывать основное средство, и вправе ли мы уже сейчас полностью списать на  расходы его стоимость? Если да, то какие нужно применить бухгалтерские проводки?
 
Согласно Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» основные средства – это материальные активы, которые:
1) предназначаются для использования в производстве или поставке товаров или услуг, для сдачи в аренду другим лицам или для административных целей;
 2) как ожидается, будут использованы в течение более одного периода.
На основании статьи 540 особенной части Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК)  от 1 июля 1999 года  № 409-I  (по состоянию на 22.07.2011 г.)  пo договору имущественного найма (аренды) наймодатель обязуется предоставить нанимателю имущество за плату во временное владение и пользование. В случаях и порядке, установленных ГК РК, наниматель вправе распоряжаться нанятым имуществом. К договорам имущественного найма также относятся договоры лизинга, проката, а также иные виды договоров, связанные с передачей имущества за плату во временное пользование.
В имущественный наем могут быть переданы предприятия и другие имущественные комплексы, земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования  (непотребляемые вещи).
Согласно  статье  553 ГК РК,  наниматель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию имущества, если иное не установлено законодательством или договором. Наниматель обязан вернуть наймодателю имущество в том состоянии, в каком его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Если состояние возвращаемого имущества по окончании договора не соответствует условиям, предусмотренным в пункте 1 статьи 561 ГК РК, наниматель возмещает наймодателю причиненный ущерб.
Если имущество, сданное внаем, выбывает из строя раньше срока службы, предусмотренного в договоре, то наниматель возмещает наймодателю остаточную стоимость имущества, если иное не предусмотрено договором. В связи с этим требования ТОО о возмещения ущерба в судебном порядке считаю правомерным.
Согласно Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» признание балансовой стоимости объекта основных средств прекращается:
1)  при его выбытии; или
2)  когда от его использования или выбытия не ожидается никаких будущих экономических выгод.
Доходы или расходы, возникающие в связи со списанием объекта основных средств, включаются в состав прибыли или убытка при списании объекта. Прибыль  не должна классифицироваться как выручка. Доходы или расходы, возникающие в связи со списанием объекта основных средств, определяются как разница между чистыми поступлениями от выбытия, если таковые имеются, и балансовой стоимостью объекта.
На основании вышеизложенного, считаю, что данное основное средство необходимо в учете списать с баланса, поскольку от него уже не ожидается получения выгод, а ввиду того, что идет судебное разбирательство, учитывать его на забалансовых счетах (не утилизировать, не разбирать до вынесения окончательного решения).
Для списания объекта  основных средств с баланса предприятия приказом руководителя должна быть создана  комиссия, в состав которой входит руководитель или его заместитель (к примеру, главный инженер), главный бухгалтер или его заместитель, материально - ответственное лицо.
Члены комиссии производят осмотр объ­екта основных средств, подлежащего списанию, и устанавливают их непригодность к восстановле­нию и дальнейшему использованию, причины списания. Определяют возможность использования отдельных узлов, деталей и материалов, их оценку, составляют акты на списание основных средств.
Для списания основных средств,  кроме автомобильного транспорта, используется форма ОС-4 «Акт на выбытие (списание) основных средств»,   приложение  20 к приказу министра финансов РК «Об утверждении форм первичных учетных документов»   от 21 июня 2007 года № 216.
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации (индивидуальным предпринимателем) или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию для снятия основных средств с учета, второй - остается у лица, ответственного за сохранность данного объекта,  и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п. Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п.  отражаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием объектов основных средств,  и о поступлении запасов от их списания».  На основании акта делаются отметки о выбытии основного средства в инвентарной карточке.
Что касается налогового учета (при условии, если основное средство учитывалось в составе фиксированных активов компании), то согласно статье 119 Налогового кодекса выбытием фиксированных активов является прекращение признания данных активов в бухгалтерском учете в качестве основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов, за исключением случаев прекращения признания в результате полной амортизации и (или) обесценения, а также перевод в состав активов, предназначенных для продажи. Признание в целях налогообложения выбытия фиксированных активов означает исключение выбывших активов из состава фиксированных активов.
При утрате, уничтожении, порче, потере фиксированных активов –  в случаях страхования фиксированных активов - стоимостны">

...

Для получения полного доступа к сайту, Авторизуйтесь или купите полный доступ, либо пройдите бесплатную регистрацию!


вернуться назад