Рубрика статей

ПРИСВОЕНИЕ КРЕДИТНЫХ РЕЙТИНГОВ В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ
14.02.2012

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

                                                               Человек, который хочет сделать доброе дело, должен хорошо проверить того, 

кому он благодетельствует, подобно тому, как человек, желающий произвести посев,

должен хорошенько проверить почву, избранную для посева: а не бесплодна ли она?

Изречение еврейских мудрецов

В процессе оценки кредитоспособности заемщиков используется корпоративная информация от заемщика, а также внешняя информация из доступных публичных источников. В разных странах кредитные бюро, центральная база данных отчетности (ЦБДО), рейтинговые агентства позволяют кредитным экспертам получить сведения о кредитной истории потенциального заемщика. В частности, различные кредитные рейтинги и ренкинги расскажут о репутации компании, ее кредитоспособности. Но можно ли безоговорочно на них положиться?

Кредитоспособность
и кредитные рейтинги

«Во время кризиса чеки моего отца не раз возвращались к нему с убийственной надписью: «Недостаток средств на счете». Это всегда приводило его в состояние безнадежности, так как он глубоко верил в то, что высокая кредитоспособность служит неотъемлемым свойством честного человека и надежного предприятия. Он постоянно учил нас с Дельмой свято соблюдать прин­цип платежеспособности и настаивал, чтобы мы никогда не тратили больше денег, чем зарабатываем. Он считал, что кредит сулит беду. Никому в нашей семье не позволялось иметь кредитные карточки или брать в долг что бы то ни было – никогда!» – вспоминал один из известнейших менеджеров XX века Ли Якокка [1]. Жизнь показала, что советы отца имели рациональное зерно: окунувшись в круговорот корпоративных финансов, Ли столкнулся с необходимостью постоянно заботиться о кредитоспособности управляемой им компании «Крайслер». Однако избежать долгов не удалось. Так, финансовые обязательства «Крайслер» в период его управления достигали 1,2 млрд долл. США.

В наши дни кредитоспособность становится еще более актуальной, ведь в современном мире кредиты, займы, инвестиционные планы все больше проникают в повседневную жизнь. Банки предлагают различные кредиты на неотложные нужды, торговые сети предоставляют своим покупателям потребительские или товарные кредиты, а иногда и продажи с отсрочкой платежа без вознаграждения кредитора-продавца. При этом кредиторы упрощают порядок выдачи небольших сумм кредитов, стремясь увеличить количество клиентов и обороты. Расширение деятельности или покрытие дефицита оборотных средств компаний обычно не обходятся без использования различных долговых инструментов. Подрядные контракты в настоящее время также реализуются с использованием кредитов. Многие проектные и строительные компании берут кредиты под выполняемые ими проекты, поскольку заказчики ужесточают условия оплаты подрядчикам, зачастую без выплаты авансов. То есть если раньше заказчики авансировали подрядчиков, то в наши дни подрядчики кредитуют проекты, принимая на себя не только риски поставок, строительства, стыковки отдельных стадий и качества работ, но и риски привлечения финансирования и финансового закрытия контрактов. В крупных инвестиционных проектах доля заемных средств достигает 70, а иногда и 90%. Как говорят банкиры, «нет пригодности для банка – нет финансирования – нет проекта» («no bankability = no financing = no project»).[2]

В Казахстане объемы кредитования  имеют положительную динамику, и за прошедшие 10 лет (с 1999-го по 2009-й) кредиты, выданные банками второго уровня (далее – БВУ), выросли в 65 раз. При этом с 2001 года объемы выдаваемых БВУ кредитов стабильно превышают объемы валового внутреннего продукта (далее – ВВП), что является характерным для динамично развивающихся (Китай, Бразилия) и развитых стран (Велико­британия, США, Швейцария, Япония). На следующей диаграмме представлена динамика доли выданных кредитов к ВВП за 1996–2009 годы в Великобритании, Китае и Казахстане, как наиболее ярко выраженных представителях развитых и развивающихся экономик.

Количественный рост кредитов обусловливает, с одной стороны, для потенциальных заемщиков необходимость быть кредитоспособными и готовыми ее подтвердить и, с другой, возможность правильно оценить кредитоспособность – для финансовых организаций. Не случайно неустойчивость мировой экономики в период кризиса 2007–2009 годов проявилась в связи с низким качеством ипотечных займов (sub-prime) в США, а точнее, в результате снижения требований по уровню кредитоспособности в погоне за увеличением объемов кредитования. Следствием низкого качества кредитоспособности стал кризис ликвидности банков, ипотечных и страховых компаний, перекинувшийся на мировые рынки. При этом финансовые организации не смогли самостоятельно решить проблему неплатежеспособности, поэтому безнадежные кредиты и стрессовые активы выкупал специализированный фонд, государство выделило 800 млрд долл. США для обеспечения по­требительского кредитования, а многие финансовые организации были нацио­нализированы правительством.

Высокая зависимость банковского сектора от внешних займов и общее снижение ликвидности в стране под воздействием спада цен на экспорт энергоресурсов при ограниченном количестве кредитуемых секторов экономики также способствовали импорту мирового финансового кризиса в Казахстан. И, как и в США, ключевую роль в стабилизации ситуации сыграло государство, выкупившее пакеты акций системообразующих банков, стоявших на грани дефолта.

Таким образом, ключевым понятием кредитной деятельности является кредитоспособность (creditworthiness). Что же такое кредитоспособность? Среди экономистов нет единого мнения на этот счет, при этом данное понятие иногда ошибочно ассоциируется с финансовой устойчивостью (financial sustainability) или финансовым положением (financial standing). Например, в открытом словаре Seslisozluk.com приводится 27 определений кредитоспособности. В зависимости от субъекта можно выделить несколько уровней кредитоспособности.

Кредитоспособность для заемщика – это, прежде всего, способность компании или индивидуального лица привлекать долговой капитал, эффективно его использовать и обеспечивать его обслуживание и возврат в установленные сроки. Для кредитора кредитоспособность представляет его субъективную оценку состоятельности заемщика в прошлом, настоящем и будущем отвечать требованиям кредитора по выплате и обслуживанию долга. С позиции рейтингового агентства (далее – CRA (credit rating agency)) кредитоспособность выражается в наличии у субъекта рейтинга надежного заемщика. Соответственно, высокие рейтинги отражают высокую, а низкие рейтинги – низкую кредитоспособность.

История рейтинговых систем оценки кредитоспособности в мире насчитывает порядка
150 лет, и последние 10–15 лет взгляд на кредитоспособность через кредитные рейтинги (credit ratings) становится все более распространенным и в странах с переходной экономикой. Думаем, что это не случайно, поскольку рейтинги позволяют перейти от разрозненных оценок к единым показателям. Ведь именно рейтинг представляет собой обобщенное значение отдельных качественных и количественных показателей, отражающих финансовое положение и кредитную историю компании. Обобщение финансовых статистических показателей в конечном счете, после агрегирования и перевода в балльные ранги, приводится в стандартизированном буквенном выражении. Такое единое рейтинговое значение является очень информативным и понятным инвесторам и позволяет упростить принятие решения о выделении займа или об отказе в его выделении.

Оценка кредитоспособности с позиции рейтингов не является исключительной прерогативой рейтинговых агентств. Различного рода кредитные рейтинги присваиваются:

·   международными и национальными рейтинговыми агентствами;

·   кредитными и инвестиционными банками и другими финансовыми организациями.

Несмотря на то что все банки имеют свои требования к заемщикам, включая систему показателей оценки приемлемого уровня кредитоспособности, в то же время далеко не все банки разрабатывают и внедряют собственные кредитные рейтинги. Как правило, в банках, которые применяют рейтинговые системы, разрабатываются методики расчета агрегированных показателей, назначения весов и присвоения рейтингов. Критерии отбора проектов для финансирования и, соответственно, приемлемые для банка значения рейтингов прописываются в кредитной политике. По сути, кредитные рейтинги отражают класс кредитоспособности заемщиков.

ПРИМЕР

Национальным банком Республики Казахстан (далее – НБ РК) предусмотрены правила [3] формирования резервов БВУ в зависимости от класса актива и типа займа (далее – Правила классификации активов БВУ). В то же время особенностью методики НБ РК является то, что класс присваивается не заемщику, а банковскому активу, то есть займу (кредиту).

Банки производят классификацию кредитов на основе следующих параметров:

·   качество обеспечения кредита;

·   финансовое состояние заемщика;

·   кредитная история заемщика;

·   классификационная категория кредитов, ранее полученных заемщиком в банках;

·   другие факторы, влияющие на вероятность полного их возврата с начисленным вознаграждением.

При этом оценка финансового состояния заемщика осуществляется в соответствии с внутренними методиками и правилами банка. В процессе определения совокупного значения и соответствующего ему класса актива назначаются баллы по каждому критерию оценки. Баллы присваиваются по возрастанию в зависимости от степени надежности кредита, стабильности финансового положения, ликвидности залогового обеспечения, степени целевого использования займа, наличия у заемщика рейтинга, присвоенного рейтинговым агентством.

ПРИМЕР

Стабильная компания, обеспечивающая своевременные выплаты и внесшая надежное обеспечение кредита, использующая не более 25% займа нецелевым образом и имеющая рейтинг «А» и выше, получит наименьшее количество баллов – и наоборот. Чем больше баллов будет набрано, тем компания ближе к безнадежным должникам и, соответственно, тем более крупные резервы для покрытия задолженности по данному займу (активу банка) банк вынужден формировать.

 

В таблице 1 на странице 6 представлена классификация активов (условных обязательств, за исключением однородных кредитов) в зависимости от присвоенного банками количества баллов в соответствии с Правилами классификации активов БВУ.

То есть чем более низкий класс, иначе – рейтинг, имеет актив, тем он менее кредитоспособен и тем больше средств отвлекается из оборота для хеджирования рисков по нему. Причем для кредиторов любые провизии – это потенциальные расходы и снижение гибкости финансовой отчетности. Напротив, стандартные кредиты, или, говоря простыми словами, кредиты, по которым все требования банка, согласно условиям кредитного договора, выполняются своевременно и в полном объеме, позволяют считать их надежными и являются более выгодными для банков. Соответственно, стандартные кредиты имеют более высокий класс кредитоспособности.

Таблица 1

Классификация кредитов (активов банка)

в зависимости от набранных баллов оценки и размер провизий по ним

Количество

баллов

Классификационная

категория актива

(условного обязательства)

Размер провизии

(в % суммы основного долга)

по активу

(условному обязательству)

Размер провизии

(в % портфеля

однородных кредитов)

До 1

(включительно)

Стандартный

 

 

 

          Сомнительный:

 

От 1 до 2

(включительно)

1-я категория

 

5% – при своевременной и полной оплате платежей

 

0,01 – 5%

 

2-я категория

 

10% – при задержке или неполной оплате платежей

 

5,01 – 10%

 

От 2 до 3

(включительно)

3-я категория

 

20% – при своевременной и полной оплате платежей

 



...

Для получения полного доступа к сайту, Авторизуйтесь или купите полный доступ, либо пройдите бесплатную регистрацию!


вернуться назад