Порядок применения контрольно-кассовых машин

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

Порядок применения контрольно-кассовых машин

 
 
 
При открытии предпринимателями новой торговой точки у них   часто возникают вопросы по применению контрольно-кассовых машин в рамках законодательства Республики Казахстан: правильность постановки на учет, сроки, критерии постановки на учет.
 В данной статье рассмотрен порядок применения контрольно-кассовых машин в части налогового законодательства Республики Казахстан.
 
В соответствии с пунктом 1 статьи 645 Налогового кодекса  на территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях, работах, услугах посредством наличных денег, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее – ККМ),  а также с выдачей чека ККМ или товарного чека потребителю на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу.
Контрольный чек - первичный учетный документ ККМ, подтверждающий факт осуществления между продавцом (поставщиком товара, работы, услуги) и покупателем (клиентом) денежного расчета.
Налогоплательщик осуществляет постановку ККМ на учет в налоговом органе до начала деятельности, связанной с денежными расчетами посредством наличных денег, и обеспечивает доступ должностным лицам налоговых органов к ККМ.
Применение ККМ не распространяется на денежные расчеты:
1) физических лиц, не подлежащих обязательной государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, кроме лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность;
2) индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары):
- осуществляющих деятельность на основе разового талона или патента в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса;
- осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств;
3) в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом в области транспорта по согласованию с уполномоченным органом.
Постановка ККМ на учет
Постановке на учет в налоговых органах по месту использования ККМ подлежат технически исправные ККМ, модели которых включены в государственный реестр, если иное не установлено пунктом 1 статьи 646 Налогового кодекса.
Государственный реестр ККМ – перечень моделей ККМ, разрешенных уполномоченным органом  к использованию на территории Республики Казахстан.
При постановке ККМ на учет в налоговых органах, налогоплательщик представляет в налоговый орган (исключение – компьютерные системы):
- налоговое заявление о постановке ККМ  на учет в налоговом органе;
- ККМ, содержащую сведения о налогоплательщике, ввод которых возможен без установки фискального режима;
- паспорт завода-изготовителя;
- пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика книгу учета наличных денег и книгу товарных чеков.
При постановке на учет ККМ, являющейся компьютерной системой, налогоплательщик представляет в налоговый орган:
1) налоговое заявление о постановке ККМ на учет в налоговом органе;
2) краткое описание функциональных возможностей и характеристик компьютерной системы;
3) руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» заявленной для постановки на учет в налоговом органе модели компьютерной системы и обеспечивает доступ к нему.
Компьютерные системы подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту использования каждого торгового автомата и (или) терминала оплаты услуг.
ККМ, используемые при осуществлении выездной торговли с автолавок и (или) палаток, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения таких налогоплательщиков.
Постановка на учет в налоговом органе ККМ производится с присвоением регистрационного номера ККМ и выдачей регистрационной карточки ККМ в течение пяти рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком налогового заявления о постановке на учет ККМ (п. 3 ст. 646 Налогового кодекса).
Согласно письму  Налогового комитета  МФ РК от 27 июня 2009 года № НК-06-19/5903: «В случае, если индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса на основе патента, при денежных расчетах использует торговые автоматы или терминалы оплаты услуг, освобождение от применения ККМ, предусмотренное пунктом 1 статьи 645 Налогового кодекса, на него не распространяется».
Инспектор налогового органа обязан установить на корпус ККМ пломбу налогового органа, регистрирующего ККМ.
За нарушение пломбы налогового органа налогоплательщик несет административную ответственность.
При постановке ККМ на учет в налоговых органах предпринимателю выдается регистрационная карточка ККМ,  которая хранится в течение всего срока эксплуатации ККМ и предъявляется по требованию налоговых органов.
Регистрационная карточка - бланк строгой отчетности, выдаваемый налоговым органом при постановке на регистрационный учет налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, удостоверяющий регистрацию в налоговых органах объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением.
Сведения о выданных регистрационных карточках фиксируются в журнале учета регистрационных карточек.
Формы регистрационной карточки и журнала учета регистрационных карточек устанавливаются уполномоченным органом.
 
Изменение  данных, указанных в регистрационной карточке ККМ
Согласно статье 648 Налогового кодекса,  в случае  если у налогоплательщика изменились данные, внесенные в регистрационную карточку ККМ, то он  обязан подать в налоговый орган, в котором ККМ состоит на учете, налоговое заявление для внесения изменений в регистрационные данные ККМ в течение пяти рабочих дней с момента возникновения изменений.
При внесении изменений в регистрационные данные ККМ налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет ККМ:
- налоговое заявление о постановке ККМ  на учет в налоговом органе с указанием измененных сведений;
- регистрационную карточку ККМ.
Налоговый орган в течение пяти рабочих дней обязан выдать налогоплательщику регистрационную карточку ККМ с измененными регистрационными данными.
Технические проблемы ККМ
В случае технической неисправности ККМ, устранение которой невозможно без нарушения целостности пломбы налогового органа, налогоплательщик в течение трех рабочих дней с момента возникновения неисправности подает в налоговый орган, в котором произведена постановка на учет ККМ:
1) налоговое заявление с указанием номера, даты выдачи регистрационной карточки ККМ  и суммарных показаний счетчика на начало дня, в который произошла неисправность;
2) заключение центра технического обслуживания с обоснованным указанием сроков проведения ремонта и причины неисправности.
Налоговый орган в этот же день должен дать решение о выдаче и об отказе в выдаче разрешения на снятие пломбы ККМ для устранения неисправности.
Срок повторного представления ККМ после устранения неполадок для установки пломбы  не может быть меньше  срока проведения ремонта, указанного в заключении центра технического обслуживания , но не боле 15 рабочих дней со дня выдачи разрешения налогового органа на снятие пломбы.
В случаях технической неисправности ККМ или отсутствия электроэнергии допускается использование и выдача покупателям товарного чека. Использование книги товарных чеков в других случаях запрещается.
Случаи технической неисправности ККМ определены пунктом 6 статьи 650 Налогового кодекса.
Эксплуатация ККМ
Законодательством не предусмотрены ограничения по применению ККМ в зависимости от вида реализуемых товаров, работ, услуг, следовательно, при приеме платежей посредством наличных денег независимо от их назначения (оплата за товары или оплата услуг операторов сотовой связи) налогоплательщик вправе использовать одну ККМ.
Согласно Пункту 1 стать ...

Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru