+7 (727) 346-83-53 Алматы
+7 (7172) 36-64-64 Астана
Рубрика статей

Инвентаризация: исправляем ошибки
14.02.2012

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

Инвентаризация: исправляем ошибки

 
 
 
Одним из мероприятий, с которыми непременно ассоциируется у любого бухгалтера конец года, является инвентаризация собственного имущества и обязательств. Так много внимания уделяют этой процедуре потому, что фактически она является гарантом точности данных всей годовой отчетности.
 
Затрагивать проверка должна то имущество компании, которое в последний раз инвентаризировалось до 1 октября текущего года. В принципе законодательство не запрещает проводить такую ревизию в любой удобный для компании день. Однако наиболее логично назначить ее на первое  число месяца, когда можно без проблем вывести сальдо по всем синтетическим и аналитическим счетам.
Говоря о самой процедуре инвентаризации, можно разделить ее на несколько этапов. Рассмотрим их подробнее.
Первый шаг – издание соответствующего приказа руководителя организации. Этим документом утверждается состав проверяющих, перечень инвентаризируемого имущества и финансовых обязательств, а также указываются сроки проведения инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации компании, работники бухгалтерской службы, другие работники. Можно привлечь также специалистов аудиторских компаний.  Однако если хотя бы один из утвержденных членов комиссии при инвентаризации отсутствует, результаты такой проверки будут признаны недействительными.
Перед началом процедуры инвентаризационная комиссия получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Следующий этап – непосредственная проверка имущества и обязательств. Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. По завершении этого этапа комиссия оформляет акт инвентаризации, после чего проводится сверка результатов проверки с учетными данными. Если вдруг по проверяемому имуществу обнаружится отклонение, то на основании этого составляются сличительные ведомости, в которых и отражаются выявленные расхождения.
Заключительная стадия инвентаризации – подписание ведомости. Свою подпись на документе должен поставить главный бухгалтер и руководитель организации. Последний, помимо прочего, должен издать приказ или распоряжение об утверждении результатов ревизии. Этот документ послужит основанием для отражения результатов проверки в бухгалтерском и налоговом учете. Материалы инвентаризации передают в бухгалтерию, где они хранятся в течение пяти лет.
Исправляем ошибки
Порядок исправления ошибок, выявленных по результатам инвентаризации, зависит от того, к какому периоду относятся выявленные ошибки и отклонения. В ряде случаев исправление ошибок затрагивает только данные бухгалтерского учета. Но возможны ситуации, когда внесение исправлений затрагивает и бухгалтерскую отчетность. Следует отметить, что обнаружение и исправление ошибки не влияет на данные бухгалтерской отчетности в том случае, когда отчетный период - месяц и ошибка в нем и обнаружена. В других случаях, когда промежуточная (месячная и квартальная) отчетность уже составлена, ошибка исправляется на дату ее обнаружения.
Бухгалтерская справка
На основании документа, фиксирующего обнаружение ошибки, составляется бухгалтерская справка либо бухгалтерская справка-расчет, которые являются первичными учетными документами и служат основанием для отражения исправления в бухгалтерском учете. Типовых форм данных документов нет. С учетом требований отечественного законодательства к первичным учетным документам бухгалтерская справка и бухгалтерская справка-расчет должны содержать все обязательные реквизиты первичного учетного документа (наименование, номер документа, дату и место его составления и др.). Содержание бухгалтерской справки можно условно разделить на три части:
   - вводную;
   - аналитическую;
   - итоговую.
Во вводной части указывается наименование документа (бухгалтерская справка либо бухгалтерская справка-расчет), ее номер, дата и место составления, заголовок (об ошибке в бухгалтерском учете и отчетности; об ошибке в налоговом учете; об ошибке в бухгалтерском учете и др.); кем она составлена (бухгалтером, старшим бухгалтером, экономистом и т. п.).
В аналитической части содержится информация о:
   - факте обнаружения ошибки, причинах ее возникновения и сути нарушения;
   - периоде, в котором была допущена ошибка;
   - данных, которые были искажены (данные бухгалтерского и (или) налогового учета и отчетности).
Если ошибка выявлена внешним проверяющим, то дается ссылка на документ (акт проверки (ревизии), аудиторское заключение), в котором это нарушение зафиксировано.
Практика аудиторских проверок показывает, что будет уместным приложить к составленной бухгалтерской справке ксерокопии первичных учетных документов, связанных с совершением и исправлением ошибки. Если исправление ошибки сопровождается большим расчетом (перерасчетом), то он также может прилагаться (при этом в тексте бухгалтерской справки дается только ссылка на него).
Итоговая часть содержит указания на порядок исправления ошибки. В этой части приводятся исправительные записи.
В ряде случаев по материалам инвентаризации необходимо произвести расчет, а уже затем определить результат для отражения в бухгалтерском учете. В этом случае составляется бухгалтерская справка-расчет. Структура справки-расчета аналогична структуре бухгалтерской справки, однако в аналитической части дополнительно приводится расчет. По результатам инвентаризации могут быть выявлены как излишки, так и недостача по основным средствам, нематериальным активам, товарно-материальным ценностям, денежным средствам и финансовым вложе">

...

Для получения полного доступа к сайту, Авторизуйтесь или купите полный доступ, либо пройдите бесплатную регистрацию!


вернуться назад