+7 (727) 346-83-53 Алматы
+7 (7172) 36-64-64 Астана
Рубрика статей

ХЕДЖИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
14.02.2012

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F
Хеджирование финансовых рисков предприятий
Финансовый риск возникает в процессе отношений предприятия с финансовыми институтами (банками, финансовыми, инвестиционными, страховыми компаниями, биржами и др.). Причины финансового риска – инфляционные факторы, рост учетных ставок банка, снижение стоимости ценных бумаг и др.
Финансовые риски подразделяются на два вида:
1) риски, связанные с покупательной способностью денег;
2) риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).
Финансовый риск – одна из наиболее сложных категорий, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, которой присущи следующие основные характеристики:
1. Экономическая природа. Финансовый риск проявляется в сфере экономической деятельности предприятия, прямо связан с формированием его прибыли и характеризуется возможными экономическими его потерями в процессе осуществления финансовой деятельности. С учетом перечисленных экономических форм своего проявления финансовый риск характеризуется как категория экономическая, занимая определенное место в системе экономических категорий, связанных с осуществлением хозяйственного процесса.
2. Объективность проявления. Финансовый риск является объективным явлением в функ­ционировании любого предприятия; он сопровождает практически все виды ценовых операций и все направления его финансовой деятельности. Хотя ряд параметров финансового риска зависит от субъективных управленческих решений, объективная природа его проявления остается неизменной.
3. Вероятность реализации. Вероятность категории финансового риска проявляется в том, что рисковое событие может произойти, а может и не произойти в процессе осуществления финансовой деятельности предприятия. Степень этой вероятности определяется действием как объективных, так и субъективных факторов, однако вероятностная природа финансового риска является постоянной его характеристикой.
4. Неопределенность последствий. Эта характеристика финансового риска определяется недетерминируемостью его ценовых результатов, в первую очередь – уровня доходности осуществляемых ценовых операций. Ожидаемый уровень результативности ценовых операций может колебаться в зависимости от вида уровня риска в довольно значительном диапазоне. Иными словами, финансовый риск может сопровождаться как существенными ценовыми потерями для предприятия, так и формированием дополнительных его доходов.
5. Ожидаемая неблагоприятность по­следствий. Хотя, как уже было отмечено, по­следствия проявления финансового риска могут характеризоваться как негативными, так и позитивными показателями результативности финансовой деятельности, этот риск в хозяйственной практике характеризуется и измеряется уровнем возможных неблагоприятных по­следствий. Это связано с тем, что ряд крайне негативных последствий финансового риска определяет потерю не только дохода, но и капитала предприятия, что приводит его к банкротству (то есть к необратимым негативным последствиям для его деятельности).
6. Вариабельность уровня. Уровень финансового риска, присущий той или иной финансовой операции или определенному виду финансовой деятельности предприятия, не является неизменным. Прежде всего, он существенно варь­ирует во времени, то есть зависит от продолжительности осуществления финансовой операции, так как фактор времени оказывает самостоятельное воздействие на уровень финансового риска (проявляемое через уровень ликвидности вкладываемых ценовых средств, неопределенность движения ставки ссудного процента на финансовом рынке и т. п.). Кроме того, показатель уровня финансового риска значительно варьирует под воздействием многочисленных объективных и субъективных факторов, которые находятся в пос­тоянной динамике.
7. Субъективность оценки. Несмотря на объективную природу финансового риска как экономического явления, основной оценочный его показатель – уровень риска – носит субъективный характер. Эта субъективность, то есть неравно­значность оценки данного объективного явления, определяется различным уровнем полноты и достоверности информационной базы, квалификации ценовых менеджеров, их опыта в сфере риск-менеджмента и другими факторами.
Кризисы финансовых рынков конца 80-х  – начала 90-х годов XX века, а также конца первого десятилетия текущего столетия потребовали формирования новых подходов к повышению конкурентоспособности и принятию мер для минимизации последствий рисков рынка. В рамках новых подходов и получили широкое развитие деривативы, или производные финансовые инструменты (см. схему). В их основе лежат другие, более простые, финансовые инструменты – акции, облигации, валюта.
Наиболее распространенными видами деривативов являются:
?   фьючерсы (контракты на будущую поставку, в том числе валюты, по указанной в контракте цене);
?   опционы (соглашения, дающие его обладателю право продать или купить необходимые акции);
?   свопы (соглашения об обме­не денежными платежами в течение определенного периода времени).
Признаком производности является то, что цена инструмента определяется на основании цен базисных активов (товаров, валюты, ценных бумаг).
Рынок деривативов тесно связан с валютным рынком, и прежде всего на основе обмена одной валюты на другую или ценных бумаг в одной валюте на другие. Основная часть этого рынка приходится на валютные фьючерсы и свопы, преимущественно краткосрочные.
Одним из способов управления финансовыми рисками является хеджирование. Хеджирование (англ. heaging – ограждать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования финансовых рисков. Так, в книге «Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика» (Э. Дж. Долан и др.) этому термину дается следующее определение: «Хеджирование – система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных ва­лютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений». В отечественной литературе термин «хеджирование» стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.
Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название хедж. Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется хеджер. Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение; хеджирование на понижение.
Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных кон­трактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повы­шения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар.

ПРИМЕР

Предположим, что цена товара (курс валюты или ценных бумаг) через три месяца возрастет, а товар нужен будет именно через три месяца. Для компенсации потерь от предполагаемого роста цен необходимо купить сейчас по сегодняшней цене срочный контракт, связанный с этим товаром, и продать его через три месяца в тот момент, когда будет приобретаться товар. Поскольку цена на товар и на связанный с ним срочный контракт изменяется пропорционально в одном направлении, то купленный ранее контракт можно продать дороже почти на столько же, на сколько возрастет к этому времени цена товара. Таким образом, хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себя от возможного повышения цен в будущем.
Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей, – это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает со­вершить в будущем продажу товара, и по­этому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем.

ПРИМЕР

Предположим, что цена товара (курс валюты, ценных бумаг) через три месяца снижается, а товар нужно будет продавать через три месяца. Для компенсации предполагаемых потерь от снижения цены хеджер продает срочный контракт сегодня по высокой цене, а при продаже своего товара через три месяца, когда цена на него упала, покупает такой же срочный контракт по снизившейся (почти на столько же) цене. Таким образом, хедж на понижение применяется в тех случаях, когда товар необходимо продать позднее.
Хеджер стремится снизить риск, вызванный неопределеннос­тью цен на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, свя­занный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спеку­лянты, то есть предприниматели, идущие на определенный, заранее рассчитанный риск.
Спекулянты на рынке срочных контрактов играют большую роль. Принимая на себя риск в надежде на получение прибыли при игре на разнице цен, они выполняют роль стабилизатора цен. При покупке срочных контрактов на бирже спекулянт вносит га­рантийный взнос, которым и определяется величина риска спеку­лянта. Если цена товара (курс валюты, ценных бумаг) снизилась, то спекулянт, купивший ранее контракт, теряет сумму, равную гарантийному взносу. Если цена товара возросла, то спекулянт возвращает себе сумму, равную гарантийному взносу, и получает дополнительный доход от разницы в ценах товара и купленного кон­тракта.
Хеджирование позволяет хозяйствующим субъектам рынка застраховать следующие виды рисков:
?   прямые ценовые риски, связанные с сущест­венными колебаниями цен на торгуемые товары, сырье, валюты, ценные бумаги;
?   инфляционные риски, которые при исполнении денежных обязательств по срочным контрактам по ценам для их заключения вызывают обесценение финансовых ресурсов поставщиков и кредиторов;
?   валютные риски. При исполнении обязательств, выраженных в иностранных валютах возможны убытки из-за изменения курса национальной валюты;
?   финансовые риски, к которым относятся риски неполучения дохода, связанные с неисполнением обязательств контрагентами по договорам, а также риски по операциям с ценными бумагами;
?   процентные риски, связанные с возможностью колебания процентной ставки по кредитам, привлеченным предприятиями в целях вложения в операции с фиксированной доходностью.
Помимо страхования перечисленных видов риска, хеджирование позволяет также предприятиям:
?   действовать в условиях заранее определенных и зафиксированных в контракте цен;
?   заключать контракты по оптимальным для предприятия ценам;
?   заранее определить источники и плановый размер доходов;
?   извлечь преимущества из рыночной конъюнктуры;
?  снизить капитал, необходимый для покрытия возможных рисков, связанных с волатильными, но низкодоходными позициями по процентным ставкам, валюте, сырью и  т. д., и разместить его в высокоэффективные проекты по специализации предприятия.
Хеджирование может быть статическим и динамическим.
Как правило, в результате хеджирования возникает базисный риск, представляющий собой риск различий в изменениях цен хеджируемого и хеджирующего инструмента.

ПРИМЕР

При хеджировании вложений в акции отдельного эмитента фьючерсами на фондовый индекс существует ">

...

Для получения полного доступа к сайту, Авторизуйтесь или купите полный доступ, либо пройдите бесплатную регистрацию!


вернуться назад