Рубрика статей

Предложения по совершенствованию корпоративного законодательства РК
14.02.2012

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

 

Предложения по совершенствованию

                                                                                корпоративного законодательства РК
 
 
Обсуждение вопроса о концепции развития корпоративного права Республики Казахстан входит в более активную фазу. В данной статье автор высказывает ряд интересных предложений.
 
Совершенно обоснованной является позиция Национальной   экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», которая рассматривает процесс совершенствования корпоративного законодательства как важную предпосылку укрепления рыночных основ экономики страны, основываясь на том, «что справедливая, современная и эффективная система корпоративного законодательства принципиально важна как для экономики, так и для общества в целом».[1]
Согласие вызывают обозначенные в цитируемом обращении НЭПК «Союз «Атамекен» основные задачи совершенствования корпоративного законодательства и пути их решения. В данной статье обращается внимание на некоторые конкретные правовые механизмы, отраженные в казахстанском корпоративном законодательстве (прежде всего регулирующем организационно-правовую форму акционерного общества), которые целесообразно развивать или модернизировать в целях повышения эффективности законодательства об акционерных обществах и хозяйственных товариществах. В частности, предлагается предусмотреть в вышеупомянутой концепции разработку законодательных поправок по целому ряду важных аспектов создания и деятельности корпораций и взаимоотношений между участниками корпоративных правоотношений. Хотя современное корпоративное законодательство включает в свой состав как нормы о коммерческих юридических лицах, так и законодательные положения о рынке ценных бумаг, тем не менее основные предложения, включенные в настоящую статью, относятся к Закону Республики Казахстан «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО).
 
  Исходные положения
 
Нижеследующие предложения основываются на позиции о том, что корпоративное законодательство регулирует вопросы учреждения, деятельности, управления и прекращения отдельной категории коммерческих юридических лиц, основанных на членстве. К этой категории относятся только те корпорации, которые являются коммерческими организациями. Прежде всего, такими корпорациями являются акционерные общества. Однако ряд (но не все) концепций и механизмов корпоративного законодательства являются применимыми в отношении основанных на членстве хозяйственных товариществ (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью и коммандитных). Если, по примеру законодательства некоторых развитых европейских государств, казахстанский закон допустит иные виды хозяйственных товариществ (как, например, коммандитные товарищества на акциях, регулируемые германским законом об акционерных обществах, или акционерные коммандитные товарищества по французскому законодательству), то в отношении таковых также будут применяться определенные концепции и положения корпоративного законодательства.
Основная задача полноценного корпоративного законодательства является комплексной и включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
- формирование эффективной основы для организации и ведения крупного предпринимательства с учетом необходимости поддержания устойчивости экономических связей и насыщения рынка качественными товарами и услугами; и
- действенная защита прав инвесторов, формирующих капитал корпораций, а также обеспечение баланса правомерных интересов самой корпорации и ее членов (акционеров).
Акционерная форма не просто допускает ее использование для ведения хозяйственной деятельности, она также обусловливает вторжение в сферу публичных интересов, где государство обязано обеспечить стабильность национальной экономики и ее привлекательность для инвестиций, общественное спокойствие и благополучие своих граждан. Такие цели достигаются целым рядом норм корпоративного законодательства, направленных на заявленную выше защиту прав и законных интересов существующих и будущих, потенциальных акционеров корпораций, а также на обеспечение надлежащего исполнения корпоративных обязанностей. Любое изменение содержания этой деятельности, стратегии ведения бизнеса, а также приобретение корпорацией доминирующего или монопольного положения на рынке либо ее несостоятельность и другие факторы могут повлечь злоупотребления таким положением на рынке, ущемление или иное нарушение прав акционеров, кредиторов и работников корпораций, потери осуществленных в капитал корпорации инвестиций, разрушение экономических связей, утрату доверия к государству и другие негативные последствия. Поэтому хозяйственная деятельность крупных корпораций обусловливает пристальное внимание к регулированию их деятельности со стороны государства.
В связи с этим некоторое ограничение правосубъектности участников корпоративных правоотношений, распространение императивных предписаний, заменяющих диспозитивность ряда частно-правовых норм в корпоративном законодательстве, которые наблюдаются в последнее время, являются оправданными и соответствуют общемировым тенденциям. Однако же обеспечение баланса в применении диспозитивных, императивных и, в какой-то момент, репрессивных методов регулирования становится серьезной задачей законодателя.
Казахстанское законодательство об акционерных обществах и хозяйственных товариществах начало формироваться с принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных постановлением Верховного Совета СССР от 31 мая 1991 года № 2211,[2] и в своем развитии прошло несколько этапов.[3] Формирование этого законодательства еще далеко не завершено. В ряде случаев вносимые в акционерное законодательство поправки можно квалифицировать как направленные на совершенствование закона, в других ситуациях усматривается высокая вероятность негативных последствий принятия законодательных изменений и дополнений для экономического развития и социального благополучия нашей страны.
Помимо этого в настоящее время в законодательстве отражены искаженные концепции корпоративного права, что не позволяет повысить безопасность и эффективность сферы корпоративных правоотношений в интересах экономического развития и общественного согласия в республике. Это относится, например, к вопросам регламентации структуры акционерного общества и системы его управления, закреплению прав акционеров, условиям формирования органов общества, ответственности его должностных лиц, реорганизации акционерных обществ.
С учетом этого предполагаемая деятельность по совершенствованию корпоративного законодательства Республики Казахстан на основе соответствующей концепции является своевременной и необходимой. В связи с этим имею честь (и использую возможность) предложить направления, по которым такое совершенствование представляется наиболее целесообразным. Эти предложения основаны на изучении опыта развития акционерного законодательства и практики его применения в Республике Казахстан и других странах СНГ, на результатах анализа законодательства об акционерных обществах развитых государств рыночного типа (Германия, Франция, Швейцария, Англия, США) и нормативных документов Европейского союза, а также модельных (рекомендательных) актов Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ.[4]
Часть нижеизложенных предложений была сформулирована совместно с коллегами по рабочей группе в процессе работы над новой редакцией Модельного закона для стран СНГ «Об акционерных обществах», принятого 28 октября 2010 года,[5] другие рекомендации выработаны автором самостоятельно при написании монографии об основах корпоративного права и корпоративном законодательстве Республики Казахстан.[6]
 
Предлагаемые направления совершенствования корпоративного законодательства Республики Казахстан
 
Форма акционерного общества («АО») предназначена для ее использования при осуществлении крупного предпринимательства.
Форма АО неприменима (а точнее – нецелесообразна) для ведения малого и среднего бизнеса, а также для так называемого стартового бизнеса, за исключением квалифицированной предпринимательской деятельности. Задача облегчения старта за счет упрощения процедур учреждения коммерческой организации не должна быть применима в случаях учреждения АО, поскольку особую важность приобретает обеспечение способности общества отвечать ожиданиям его акционеров, кредиторов и потенциальных инвесторов.
В свою очередь, содержание законодательства при регламентации и использовании форм хозяйственных товариществ является заметно более диспозитивным. Это обусловливается тем, что во всех формах хозяйственных товариществ допускается или предполагается личное участие учредителя товарищества в его хозяйственной деятельности, в связи с чем личность участника имеет принципиальное значение для других участников и самого товарищества. Эти формы используются их участниками для ведения хозяйства собственными усилиями в рамках малого и среднего предпринимательства, поддерживаемого и льготируемого на законодательном уровне (в том числе с точки зрения налогового законодательства и бухгалтерского учета). Они не предполагают особых сложностей в организации деятельности товарищества, ведении его бухгалтерского учета и т. п., которые бы препятствовали любому участнику самостоятельно вести свой бизнес и оценивать финансово-экономическое положение товарищества без создания препятствий этой деятельности.
Права участников хозяйственных товариществ защищаются исключительно гражданско-правовыми способами и не предполагают вовлеченности третьих лиц (прежде всего – государства и фондовой биржи) для целей мониторинга и надзора за соблюдением прав инвесторов. Любые споры по поводу учреждения, деятельности и прекращения хозяйственных товариществ должны разрешаться только судом исключительно в рамках гражданско-процессуального законодательства.
При использовании форм хозяйственных товариществ не должны применяться различные механизмы защиты прав инвесторов (в данном случае – участников товариществ) административно-правового характера, которые применимы для защиты прав акционеров и обеспечения интересов потенциальных инвесторов. В том числе к корпоративным правоотношениям в рамках использования различных корпоративных форм хозяйственного товарищества не должны применяться ограничения корпоративной правосубъектности императивными нормами закона, предписывающими участникам товариществ осуществление конкретных мероприятий. В данном случае имеется в виду неприменимость таких механизмов, как: выбор независимых директоров, опубликование информации о корпоративных событиях, назначение корпоративного секретаря, а также функционирование службы защиты прав потребителей услуг на финансовых рынках в составе уполномоченного органа, осуществление им контрольных и надзорных функций за соблюдением прав инвесторов, издание им обязательных к исполнению административных предписаний, дача согласий на назначение директоров и менеджеров, законодательные критерии к кандидатам на занятие должностей в корпорации, требования к раскрытию информации, проведению обязательного аудита финансовой отчетности и другие.
Акционерное общество является организационно-правовой формой только для коммерческих организаций. Корпорации учреждаются и действуют в сфере имущественного оборота, имея основной целью своей деятельности получение прибыли в результате использования капитала, привлеченного ею, прежде всего за счет выпуска и размещения акций. Экономическая сущность акции (и основное правомочие, предоставляемой владением ею) заключается в том, что субъект приобретает акции в расчете на получение по ним дивидендов за счет дохода акционерного общества, на получение которого направлена вся деятельность АО.
В то же время регулируемые законом формы некоммерческих организаций не предполагают формирования у их учредителей прямой имущественной заинтересованности в получении дохода от вложенных ими средств. Поэтому допущение деятельности некоммерческих организаций в форме акционерных обществ не обоснованно с точки зрения теории права и не обусловлено какими-либо заметными экономическими или социальными выгодами для любой национальной системы хозяйствования.
Казахстанское законодательство до сих пор допускает создание некоммерческих организаций в форме акционерного общества. Однако развитие корпоративного права на допущении такой возможности представляется необоснованным и бесперспективным, особенно когда деятельность, являющаяся по своей сути и содержанию коммерческой, признается в качестве не имеющей экономической основы. Более того, казахстанское законодательство предлагает достаточно широкий выбор форм некоммерческих организаций в зависимости от целей их создания и субъектного состава их учредителей.
Целесообразно упорядочить регулирование вопросов, связанных с учреждением акционерного общества и формированием его органов, в том числе связанных с представлением общества и осуществлением от его имени юридически значимых действий до его государственной регистрации, а также вопросов признания обществом имущественных обязательств, принятых от его имени до момента его государственной регистрации.
Устав общества должен быть признан единственным учредительным документом АО, положения которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Только устав определяет правовой статус самого общества как самостоятельного субъекта права с собственной правоспособностью. Органы общества принимают свои решения только на основании норм устава, для них положения учредительного договора являются безразличными. Устав является публичным документом.
Вместе с тем, нецелесообразно предписывать законом обязательное прекращение учредительного договора акционерного общества с момента государственной регистрации акций общества. Достаточно закрепить вышеупомянутый статус устава и однозначно указать, что исполнение учредительного договора его сторонами не может формировать причины или основания для нарушения требований устава общества. Учредительный договор является видом гражданско-правового договора, который заключается, изменяется и прекращается волей его сторон. Императивность (за исключением законодательного регулирования обязательных условий учредительного договора) нецелесообразна.
Более того, в связи с существующим требованием автоматического прекращения учредительного договора с момента государственной регистрации акций общества возникает проблема автоматического лишения учредителей правовой основы их взаимодействия до формальной передачи имущества и дел общества сформированным ими органам. Эта проблема остается весьма серьезной и с развитием практики корпоративных отношений, расширением спектра вопросов, составляющих предмет корпоративных споров, она может обусловить существенные конфликты и негативное воздействие на рынок товаров, работ и услуг, формируемый деятельностью акционерных обществ.
Необходимо оговорить обязанность формирования органов акционерного общества (правления или совета директоров, исполнительного органа и/или менеджеров) и назначение аудитора общества именно его учредителями на учредительном собрании. Это вполне укладывается в рамки учредительских полномочий и формирует необходимую определенность в вопросах учреждения и регистрации общества, выпуска его акций. Такая норма также повышает степень ответственности не только учредителей, но и избранных ими органов акционерного общества за принятые ими решения по учреждению обществом, а также за их действия по формированию и использованию имущества общества.
Целесообразно обсудить возможность осуществления действия">

...

Для получения полного доступа к сайту, Авторизуйтесь или купите полный доступ, либо пройдите бесплатную регистрацию!


вернуться назад