+7 (727) 346-83-53 Алматы
+7 (7172) 36-64-64 Астана
Рубрика статей

МИНИМИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ И НАЛОГОВЫХ РИСКОВ В УПРАВЛЯЕМОЙ КОМПАНИИ
14.02.2012

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F
Любая компания может воспользоваться правом на привлечение управляющей компании, то есть на договорной основе передать непрофильные функции той компании, которая специализируется в конкретной области и обладает соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами, а также может разработать стратегию управления, позволяющую оптимизировать функционирование организации партнера за счет сосредоточения деятельности на главном направлении.
Институт управляющей компании достаточно популярен в казахстанской деловой практике. Законодательно закреплены случаи, когда компания обязана прибегнуть к передаче полномочий управляющей компании, например для доверительного управления активами инвестиционных фондов (ст. 19, 40 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2004 года № 576-II «Об инвестиционных фондах») либо для управления пенсионными активами (ст. 41, п. 1, пп. 7 Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-I «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»).
Сотрудничество управляющей и управляемой компаний может быть основано на различных договорных схемах, и, во избежание налоговых рисков, необходимо грамотно оформить взаимоотношения между такими организациями.
Для осуществления всесторонне профессионального управления компанией, правильного ведения бухгалтерского и налогового учета в обеих компаниях, а также для минимизации бухгалтерских и налоговых рисков возможно заключение следующих видов договоров:
·   основной договор на управление (предмет – стратегия развития бизнеса, управленческие решения, организационные вопросы);
·   договор возмездного оказания услуг (предмет – юридические, кадровые, маркетинговые, бухгалтерские, IT-услуги и др.);
·   агентский договор.
Расходы на управляющую компанию вызывают повышенный интерес со стороны налоговых органов, и основным просчетом налогоплательщиков, как правило, является краткость содержания, неясность, недетализированность, а в целом – неубедительность самого договора, актов и отчетов.
Основной договор
Деловой целью привлечения управляющей компании является приобретение управляемой компанией профессиональных услуг по управлению. В основе возникновения отношений между управляющей и управляемой организациями лежит договор о передаче полномочий исполнительного органа управляющей компании. Для юридической квалификации данного договора необходимо отличать его от договора поручения, комиссии и агентского договора, поскольку конструкции перечисленных соглашений не отражают специфики передачи функций управления. Договор о передаче полномочий исполнительного органа по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, который усложнен некоторыми специфическими условиями его заключения и содержания.
Расходы управляемой компании по такому договору (вознаграждение управляющей компании) в целях налогообложения относятся к категории прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и, соответственно, могут быть отнесены в качестве вычитаемых затрат при определении налога на прибыль. Следовательно, для целей исчисления налога на прибыль расходы на содержание управляющей компании признаются в полном объеме в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии соблюдения норм пункта 3 статьи 100 Кодекса Республики Казахстан
«О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс), то есть при их документальном подтверждении, экономической обоснованности и направленности на получение дохода. Также в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться:
·   адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий;
·   хронологическая и своевременная регистрация операций и событий.
Следует отметить, что в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях отсутствие у налогоплательщиков учета доходов, расходов и объектов налогообложения или ведение учета с нарушением порядка, установленного законодательством Республики Казахстан, влекут за собой штрафные санкции.
Для целей исчисления налога на прибыль датой признания расходов на оказание услуг по управлению при методе начисления является дата подписания двустороннего акта об оказании таких услуг. Бухгалтерам следует обратить особое внимание на дату предъявления документов, служащих основанием для расчета за оказанные услуги. Согласно пункту 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете, первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным  – непосредственно после ее окончания, в связи с чем управляемой компании целесообразно усилить контроль за своевременным составлением и представлением акта об оказании услуг в соответствии с нормами бухгалтерского законодательства.
Чтобы исключить риск предъявления налоговых претензий к обоснованности расходов управляемой компании, необходимо организовать следующее документальное оформление услуг:
·   заклю">

...

Для получения полного доступа к сайту, Авторизуйтесь или купите полный доступ, либо пройдите бесплатную регистрацию!


вернуться назад