Карлыгаш Керимтаева: "Быть профессиональным бухгалтером не просто!"

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

Быть профессиональным бухгалтером не просто! 

 
Налогообложение в бизнесе любой страны – это показатель ее развития, отношения к бизнесу и зрелости самого государства. Формируя основы налоговой политики в Республике Казахстан, правительство РК  столкнулось со  множеством проблем. Сущность их в том, что одновременно нужно учитывать разные обстоятельства и факторы, потому что налоговая политика должна гарантированно обеспечивать доходную часть государственного и местного бюджетов;  ставки отчислений должны быть минимальными, чтобы стимулировать развитие экономики; механизм налогообложения –  максимально прост,  чтобы платить налоги стало психологически предпочтительнее.
Принимая изменения в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), правительство РК ставило перед собой определенные цели: упрощение, устранение противоречий в налогообложении. Главное  – должна быть прекращена практика введения новых, неэффективных налогов. Выполнил ли свою задачу данный документ или имеются еще принципиальные недостатки в налоговой системе,   на эти и другие вопросы редакция попросила ответить  заместителя директора  ТОО «Бухучет НАП»  Карлыгаш Сарсембаевну Керимтаеву,
 
– Карлыгаш Сарсембаевна, охарактеризуйте, пожалуйчта, вкратце изменения в Налоговый кодекс.
 
– Налоговый кодекс содержит нормы по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Также Налоговым кодексом регулируются отношения между государством и налогоплательщиком при исполнении налоговых обязательств. Новый Налоговый кодекс РК вступил в силу с 1 января 2009 года, которым мы сейчас и пользуемся в своей работе. Можно отметить основные изменения, внесенные в Налоговый кодекс, действующий с 1 января 2009 года:
- установлен единый налоговый период;
- установлен единый срок представления налоговой отчетности (не позднее 15 числа второго месяца после окончания налогового периода);
- авансовые платежи отменены для субъектов малого и среднего бизнеса;
- снижены ставки КПН на 10% (с 30% на 20%);
- ставка НДС снижена на 1% (с 13% на 12%);
- по социальному налогу введена твердая ставка 11% для юридических лиц.
Для малого бизнеса  сохранены прежние виды специального налогового режима.  Расширен спектр применения упрощенной декларации отменой ограничений по  лицензируемой деятельности.
В течение 2009 года в Налоговый кодекс были внесены изменения и дополнения семью законодательными актами, а в 2010 году  - таких законодательных актов было уже 9.
Так, например,  в 2010 году значительные изменения и дополнения были внесены   в связи со  вступлением Казахстана в Таможенный союз с Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Последние изменения в ноябре 2010 года для субъектов малого и среднего бизнеса были  не такие значительные, но, как говорится,   совершенству нет предела, поэтому нашему правительству приходится реагировать на происходящие перемены в жизни и вносить соответствующие корректировки.
Внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс всегда  предполагается  с учетом  всех замечаний и спорных моментов, которые будут  иметь практическое действие.  В будущем нашим государством планируется всеобщее декларирование населения. По последней информации, это будет поэтапный переход, и к 2017 году Казахстан полностью перейдет на всеобщее декларирование доходов населения.
 Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны корректировать возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие той или иной формы деятельности. Что происходит на самом деле в действительности?
– Мы,  как  работники малого бизнеса, не можем  утверждать, что налоговая система сильно стимулирует или в чем-то сдерживает людей в той или иной форме деятельности,  потому что в Налоговом  кодексе, который был принят 1 января 2009 года, кардинальных изменений для малого бизнеса не было. В основном изменения коснулись крупного бизнеса, недропользователей и т.д.
 – В отношении субъектов малого и среднего бизнеса установлены специальные налоговые режимы.  От чего зависит применение специальных режимов и  способствуют ли они развитию малого и среднего предпринимательства в нашей стране?   
             Специальный налоговый режим – это особый порядок расчета с бюджетом, который установлен для отдельных категорий налогоплательщиков и подразумевает применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов,  платы за пользование земельными участками и представления налоговой отчетности по ним.
Установление специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого и среднего бизнеса продиктовано необходимостью учета при налогообложении направления и объема их деятельности. Использование специального налогового режима для субъектов малого бизнеса устанавливает упрощенный порядок исчисления и уплаты социального, корпоративного или индивидуального подоходного налога, кроме налогов, удерживаемых у источника выплаты. При этом остальные налоги исчисляются, и уплачиваются в общеустановленном порядке. Возможность их применения зависит от многих факторов – от сферы деятельности налогоплательщика, величины дохода и организационно-правовой формы бизнеса.
Специальный налоговый режим – одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеет возможность выбора объекта налогообложения, кроме того, он может вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно, является существенным преимуществом. Но существуют жесткие ограничения, установленные Налоговым кодексом по применению этой системы. Например, не имеют права применять специальный налоговый режим  банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Считается, что в РК  низкие ставки по налогообложению. Например, НДС  мы снизили с 20% до 12% (в течение 10 лет происходило снижение, начиная с 2001 года). Корпоративный подоходный налог был 30%, сейчас 20%. Что касается специального налогового режима –  ставки остались прежние. Независимая ассоциация предпринимателей вносила свои предложения по этому вопросу, предлагалась другая схема, которая  помогла бы развитию малого бизнеса в дальнейшем, но этот проект не был принят. Тем не менее, могу сказать, что налоговые ставки на сегодняшний день – приемлемы.
Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru