Работа с иностранными партнерами: особенности налогообложения

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

Первый вопрос, который возникает: имеет ли иностранный партнер постоянное учреждение в Республике Казахстан (представительство или филиал)? Если у партнера есть постоянное учреждение в РК и все операции будут производиться через представительство (подписание контракта, перечисление денежных средств и т. д.), то они будут приравнены к обычным операциям с резидентом Республики Казахстан. В таком случае казахстанская сторона не будет являться налоговым агентом по отношению к нерезиденту.

В случае если иностранный партнер не имеет постоянного учреждения в РК, то резидент Республики Казахстан будет являться по отношению к нему налоговым агентом. Соответственно, на иностранного партнера будут возложены определенные обязанности: своевременное удержание, перечисление налогов и представление налоговой отчетности (заполнение приложения 5 к Декларации по налогу на добавленную стоимость и формы 101.04 «Расчет по корпоративному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента»).
При приобретении услуг и работ от нерезидента РК возникает объект для исчисления следующих налогов:
– налога на добавленную стоимость за работы и услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком НДС в РК и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство;
– корпоративного подоходного налога у источника выплаты.
Облагаемый оборот при приобретении работ, услуг у нерезидента, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство.
Положениями статьи 241 Налогового кодекса предусмотрено, что работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком НДС в Республике Казахстан и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом.
Таким образом, при определении НДС за нерезидента необходимо учесть следующие моменты:
– место реализации определяется согласно статье 236 Налогового кодекса (подробнее приведено в таблице 1);
– не являются облагаемым оборотом освобожденные обороты, перечисленные в статье 248 Налогового кодекса, и обороты по услугам и работам, по которым произведено таможенное декларирование импорта товаров, осуществляемого по внешнеторговым сделкам, например  транспортные услуги, включенные в таможенную стоимость товара;
– сумма НДС по ставке 12 процентов определяется к размеру облагаемого оборота, включая КПН за нерезидента у источника выплаты. При этом размер облагаемого оборота определяется по рыночному курсу на дату совершения оборота – дня подписания акта выполненных работ, оказанных услуг (п. 9 ст. 237 Налогового кодекса);
– сумма НДС отражается в приложении 5 Декларации по налогу на добавленную стоимость (форма 300.05 «Работы, услуги, приобретенные у нерезидента») и уплачивается не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.
Пример
Согласно контракту, российской компанией ООО «А» были оказаны консультационные услуги на территории Республики Казахстан на сумму 5 000 долларов. Имеется акт выполненных работ. Акт приемки выполненных работ подписан 28 февраля 2011 года. Курс доллара на эту дату – 150 тенге. Соответственно, стоимость выполненных работ составляет 750 000 тенге. НДС в сумме 90 000 тенге был уплачен в отчетном периоде.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса местом реализации консультационных услуг является место предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг. Таким образом, в данном примере местом реализации является Республика Казахстан. Согласно статье 241 Налогового кодекса, услуги, предоставленные нерезидентом, будут являться оборотом по НДС компании-резидента – получателя услуг.
Поскольку в предыдущие периоды работы и услуги у нерезидента не приобретались, заполняется раздел «По работам и услугам, приобретенным от нерезидента в отчетном налоговом периоде» в приложении 5 по форме 300.05.
В строке 300.05.001 «Облагаемый оборот» отражается сумма 750 000 тенге, которая переносится в строку 300.00.015 А «Работы, услуги, приобретенные от нерезидента». Строка 300.05.002 «Сумма НДС, подлежащего уплате» содержит сумму НДС в размере 90 000 тенге. В данном случае НДС был уплачен в отчетном периоде, следовательно, в строке 300.05.003 «Сумма НДС, уплаченного в бюджет» также отражается сумма 90 000 тенге, которая переносится в строку 300.05.007. Итоговое значение строки 300.05.007 переносится в строку 300.00.015 В Декларации по налогу на добавленную стоимость. Необходимо учесть, что плательщики НДС, применяющие раздельный метод отнесения в зачет, отражают в данной строке суммы налога на добавленную стоимость по работам, услугам, используемым для целей облагаемого оборота. При этом сумма НДС, подлежащая отнесению в зачет по облагаемому обороту, из строки 300.05.007 переносится в соответствующем размере.

 

 

 

Таблица 1

Место реализации при оказании услуг нерезидентами

Статья Налогового кодекса

Виды услуг

Детализация

Место реализации

Подпункт 1 пункта 2 статьи 236

Работы и услуги, связанные с недвижимым имуществом

Недвижимым имуществом признаются здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также трубопроводы, линии электропередачи, космические объекты, предприятие как имущественный комплекс

Место государственной регистрации прав на недвижимое имущество или место фактического нахождения (при отсутствии обязательности регистрации)

Подпункт 2 пункта 2 статьи 236

Работы и услуги, связанные с движимым имуществом

Монтаж, сборка, ремонт, техническое обслуживание

Место фактического осуществления работ, услуг

Подпункт 3 пункта 2 статьи 236

Услуги в сфере культуры, развлечений, науки, искусства, образования, физической культуры или спорта

Развлекательные заведения: игорные заведения, ночные клубы, кафе-бары, рестораны, интернет-кафе, компьютерные, бильярдные, боулинг-клубы и кинотеатры, иные здания, помещения, сооружения

Место фактического осуществления работ, услуг

Подпункт 4 пункта 2 статьи 236

Передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности

 

Место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг (т. е. Республика Казахстан)

Подпункт 4 пункта 2 статьи 236

Консультационные, аудиторские, инжиниринговые, дизайнерские, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, адвокатские, рекламные услуги, а также услуги по предоставлению и (или) обработке информации, кроме распространения продукции средства массовой информации, а также предоставления доступа к массовой информации, размещенной на интернет-ресурсе

 

Место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг (т. е. Республика Казахстан)

Подпункт 4 пункта 2 статьи 236

Предоставление персонала

 

Место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг (т. е. Республика Казахстан)

Подпункт 4 пункта 2 статьи 236

Сдача в аренду движимого имущества (кроме транспортных средств)

 

Место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг (т. е. Республика Казахстан)

Подпункт 4 пункта 2 статьи 236

Услуги агента по приобретению товаров, работ, услуг, а также привлечению от имени основного участника договора (контракта) лиц для осуществления услуг, предусмотренных настоящим подпунктом

 

Место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг (т. е. Республика Казахстан)

Подпункт 4 пункта 2 статьи 236

Услуги связи

 

Место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг (т. е. Республика Казахстан)

Подпункт 4 пункта 2 статьи 236

Согласие ограничить или прекратить предпринимательскую деятельность за вознаграждение

 

Место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг (т. е. Республика Казахстан)

Подпункт 4 пункта 2 статьи 236

Услуги радио и телевизионные услуги

 

Место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг (т. е. Республика Казахстан)

Подпункт 4 пункта 2 статьи 236

Услуги по организации туризма

 

Место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг (т. е. Республика Казахстан)

Подпункт 4 пункта 2 статьи 236

Услуги по предоставлению в аренду и (или) пользование грузовых вагонов и контейнеров

 

Место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг (т. е. Республика Казахстан)

КПН с нерезидента у источника выплаты.
В статье 192 Налогового кодекса приведен полный перечень видов доходов из источников в Республике Казахстан.
Подпунктом 13 пункта 5 статьи 193 Налогового кодекса предусмотрено, что доходы от выполнения работ, оказания услуг за пределами Республики Казахстан налогообложению не подлежат, за исключением доходов, указанных в подпунктах 3, 4 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса:
? доходы от оказания управленческих, финансовых (за исключением услуг по страхованию и (или) перестрахованию рисков), консультационных, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите интересов в судах и арбитражных органах, а также нотариальных услуг) услуг за пределами Республики Казахстан:
резиденту;
нерезиденту, имеющему постоянное учреждение в Республике Казахстан, если получаемые услуги связаны с деятельностью такого постоянного учреждения;
? доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, определяемом в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса, от выполнения работ, оказания услуг, реализации товаров независимо от места их фактического выполнения (оказания, реализации), а также иные доходы, установленные настоящей статьей, получаемые указанным лицом от:
резидента;
нерезидента, имеющего постоянное учреждение в Республике Казахстан, если получаемые работы, услуги, товары связаны с деятельностью такого постоянного учреждения.
Определив объект обложения, переходим к налоговой базе. В данном случае налоговая база определяется путем применения ставок, предусмотренных статьей 194 Налогового кодекса, к сумме доходов, без осуществления вычетов.
Таблица 2

Ставки КПН с нерезидентов у источника выплаты

Виды доходов

Ставка КПН в процентах

Доходы от оказания транспортных услуг в международных перевозках

5

Страховые премии по договорам перестрахования рисков

5

Страховые премии по договорам страхования рисков

10

Доходы от прироста стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти

15

Все остальные виды доходов

20

Необходимо обратить внимание на доход в виде роялти. До 1 января 2009 года существовал налог роялти, который в настоящее время называется налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В связи с этим часто случалась путаница, и теперь «роялти» означает  платеж другому лицу за право использования авторских прав, программного обеспечения, патентов, чертежей или моделей, товарных знаков, использование «ноу-хау»; использование или право использования кинофильмов, видеофильмов, звукозаписи или иных средств записи. Данный платеж облагается по ставке 15 процентов.
Сроки уплаты подоходного налога с нерезидентов различаются по дате начисления дохода и дате выплаты нерезиденту. Рыночный курс при совершении операций в иностранной валюте пересчитывается в национальную валюту Республики Казахстан с применением рыночного курса обмена валюты на день выплаты дохода или, в случае предоплаты, на день начисления дохода. Датой отнесения на вычеты начисленных, но не выплаченных доходов нерезидентов признается 31 декабря отчетного календарного года. Следовательно, строка 101.04.003 заполняется только в расчете за IV квартал отчетного календарного года. Более подробно сроки уплаты подоходного налога с нерезидентов приведены в таблице 3.

 

 

 

 

Таблица 3

Сроки уплаты подоходного налога с доходов нерезидентов

Показатели

Выплата

Начисление

Срок уплаты КПН у источника выплаты

Дата определения рыночного курса валюты

По выплаченной предоплате за услуги и работы нерезиденту

Есть

Нет

Не позднее 25 календарных дней после окончания месяца, в котором был начислен доход нерезидента

На дату  начисления дохода

По начисленным и отнесенным на вычеты, но не выплаченным доходам нерезидентов, кроме  вознаграждения по долговым ценным бумагам и депозитам, сроки погашения которых наступают по истечении десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи Декларации по КПН

Нет

Есть

Не позднее 10 апреля года, следующего за годом отнесения на вычеты

31 декабря отчетного налогового периода

По начисленным и выплаченным доходам

Есть

Есть

Не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором производилась выплата дохода

На дату  выплаты дохода

 
Применение положений международных договоров в части удержания подоходного налога с дохода нерезидентов.
Существуют четыре способа применения международных договоров для частичного или полного освобождения дохода нерезидента:
1. Размещение удержанного подоходного налога на условном банковском вкладе согласно трехстороннему договору между нерезидентом, налоговым агентом и банком-резидентом. После проведения тематической проверки производится возврат нерезиденту (ст. 216–217 Налогового кодекса).
2. Возврат удержанного и перечисленного в бюджет налога на основании заявления нерезидента (ст. 217, 219 Налогового кодекса).
3. Получение справки о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных (уплаченных) налогах для получения зачета по налогам в стране резидентства (ст. 220 Налогового кодекса).
4. Самостоятельное применение налоговым агентом положений международного договора при выполнении следующих условий:
– нерезидент является окончательным получателем дохода и резидентом страны, с которой действует международный договор;
– представлен документ, подтверждающий резидентство, соответствующий пункту 4 статьи 219 Налогового кодекса с датой, которая наступает первой:
при плановой проверке – до начала проверки;
при внеплановой проверке – не позднее пяти дней до дня завершения проверки, указанного в предписании;
при отсутствии проверок – обязательно до 31 декабря текущего года, если отнесены на вычеты доходы нерезидента, или произошла выплата нерезиденту.
Рассмотрим более подробно четвертый способ применения международного договора.
Данный способ является упрощенным и, следовательно, распространенным. При этом ответственность за неправомерное применение положений международных договоров полностью ложится на налогового агента, то есть на предприятие Республики Казахстан.
Рассмотрим механизм самостоятельного применения положений международного договора.
В первую очередь, необходимо уточнить у иностранного партнера его резидентство и возможность представления документа, подтверждающего резидентство. При этом следует пояснить, что при несоблюдении данной процедуры казахстанское предприятие обязано перечислить сумму по контракту за минусом удержанного подоходного налога и перечисленного в бюджет Республики Казахстан. Процедура возврата уплаченного в бюджет КПН займет определенное время.
Затем проверяется наличие государства иностранного партнера в списке стран, с которыми заключены конвенции об избежании двойного налогообложения, (список размещен на официальном сайте НК МФ РК www.salyk.kz в разделе «Информационные ресурсы»). Список конвенций по состоянию на 17 марта 2011 года – в таблице 4.
Таблица 4
Действующие конвенции об избежании двойного налогообложения, заключенные между Республикой Казахстан и другими государствами

№ п/п

Государство

Дата вступления в силу

Применение по:

налогам у источника

другим налогам

1

Австрия

01.03.2006 г.

с 01.01.2007 г.

с 01.01.2007 г.

2

Азербайджан

07.05.1997 г.

с 01.01.1998 г.

с 01.01.1998 г.

3

Армения

ратифицирована законом РК от 15 декабря 2010 г. года № 361-IV

 

 

4

Беларусь

13.12.1997 г.

с 01.01.1998 г.

с 01.01.1998 г.

5

Бельгия

13.04.2000 г.

с 01.01.2000 г.

с 01.01.2000 г.

6

Болгария

24.07.1998 г.

с 01.01.1999 г.

с 01.01.1999 г.

7

Великобритания*

21.08.1996 г.

с 01.01.1993 г.

с 01.01.1993 г.

8

Венгрия

03.03.1996 г.

с 01.01.1997 г. 

с 01.01.1997 г.

9

Грузия

05.07.2000 г.

с 01.01.2001 г.

с 01.01.2001 г.

10

Индия

28.08.1997 г.

с 01.01.1998 г.

с 01.01.1998 г.

11

Иран

03.04.1999 г.

с 01.01.2000 г.

с 01.01.2000 г.

12

Италия

26.02.1997 г.

с 01.01.1994 г.

с 01.01.1994 г.

13

Канада

30.03.1998 г.

с 01.01.1996 г.

с 01.01.1996 г.

14

Китай*

09.08.2003 г.

с 01.01.2004 г.

с 01.01.2004 г.

15

Корея

09.04.1999 г.

с 01.01.2000 г.

с 01.01.2000 г.

16

Кыргызстан

31.03.1998 г.

с 01.01.1999 г.

с 01.01.1999 г.

17

Латвия

02.12.2002 г.

с 01.01.2003 г.

с 01.01.2003 г.

18

Литва

11.12.1997 г.

с 01.01.1998 г.

с 01.01.1998 г.

19

Малайзия*

27.05.2010 г.

 

 

20

Молдова

25.02.2002 г.

с 01.01.2003 г.

с 01.01.2003 г.

21

Монголия

02.12.1999 г. 

с 01.01.2000 г.

с 01.01.1999 г.

22

Нидерланды*

27.04.1997 г.

с 01.01.1996 г.

с 01.01.1996 г.

23

Норвегия

24.01.2006 г.

с 01.03.2006 г.

с 01.01.2007 г.

24

Пакистан

29.01.1997 г.

с 01.01.1996 г.

с 01.01.1996 г.

25

Польша

13.05.1995 г.

с 01.07.1995

с 01.01.1996 г.

26

Россия

29.07.1997 г.

с 01.01.1998 г.

с 01.01.1998 г.

27

Румыния

21.04.2000 г.

с 01.01.2001 г.

с 01.01.2001 г.

28

Сингапур*

14.08.2007 г.

с 01.01.2008

с 01.01.2008

29

Словакия

28.07.2008 г.

с 01.01.2009

с 01.01.2009

30

США*

30.12.1996 г.

с 01.02.1997 г.

с 01.01.1996 г.

31

Таджикистан

07.11.2000 г.

с 01.01.2001 г.

с 01.01.2001 г.

32

Туркменистан

10.03.2000 г.

с 01.01.2001 г.

с 01.01.2001 г.

33

Турция

18.11.1996 г.

с 01.01.1997 г.

с 01.01.1997 г.

34

Узбекистан

07.04.1997 г.

с 07.07.1997 г.

с 01.01.1998 г.

35

Украина

07.04.1997 г.

с 07.06.1997 г.

с 01.01.1997 г.

36

Финляндия

ратифицирована законом РК от 31 мая 2010 г. года № 284-IV

 

 

37

Франция*

01.07.2000 г.

с 01.01.1996 г.

с 01.01.1996 г.

38

ФРГ

21.12.1998 г.

с 01.01.1996 г.

с 01.01.1996 г.

39

Чехия

29.10.1999 г.

с 01.01.2000 г.

с 01.01.2000 г.

40

Швейцария

24.11.2000 г.

с 01.01.2000 г.

с 01.01.2000 г.

41

Швеция

02.10.1998 г.

с 01.01.1999 г.

с 01.01.1999 г.

42

Эстония

19.07.2000 г.

с 01.01.2001 г.

с 01.01.2001 г.

43

Япония

30.12.2009 г.

с 01.01.2010 г.

с 01.01.2010 г.

* Государства, часть территорий которых попадает под понятие государств с льготным налогообложением.
Действующее законодательство Республики Казахстан содержит ряд принципиальных положений дискриминационного характера в отношении юридических лиц, зарегистрированных в государстве с льготным налогообложением. К примеру, доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, независимо от фактического места выполнения работ, оказания услуг, реализации товаров облагаются налогами в Республике Казахстан. При этом признание государства с льготным налогообложением производится согласно положениям статьи 224 Налогового кодекса.
Таким образом, иностранное государство признается государством с льготным налогообложением в случае, если оно отвечает одному из следующих условий:
в таком государстве ставка подоходного налога составляет менее 10 процентов;
в таком государстве имеются законы о конфиденциальности финансовой информации или законы, позволяющие сохранять тайну о фактическом владельце имущества, дохода или фактических владельцах, учредителях, акционерах компании. Положения настоящего подпункта не применяются в отношении государств, с которыми Республикой Казахстан заключен международный договор, предусматривающий положения об обмене информацией между компетентными органами, за исключением случая, когда от компетентного органа иностранного государства уполномоченным органом получен письменный отказ в предоставлении сведений, обмен которыми предусмотрен указанным международным договором, или когда компетентный орган иностранного государства не предоставил такие сведения в течение более чем двух лет после направления уполномоченным органом соответствующего запроса.
Кроме того, административно-территориальная единица иностранного государства также признается государством с льготным налогообложением в случае, если она отвечает одному из следующих условий:
– в такой административно-территориальной единице ставка подоходного налога, фактически применяемая государством к юридическому лицу-нерезиденту, составляет не более 10 процентов;
– в такой административно-территориальной единице имеются законы о конфиденциальности финансовой информации или законы, позволяющие сохранять тайну о фактическом владельце имущества, дохода или фактических владельцах, учредителях, акционерах компании.
Перечень стран с льготным налогообложением (приведен в таблице 5) утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 года № 1318. В данном перечне указаны официальные названия государств, написанные для удобства пользования сокращенно, как и в перечне конвенций, и расставленные в алфавитном порядке.

 

 

Таблица 5

Список государств с льготным налогообложением

№ п/п

Наименование государства

Территории, попадающие под понятие льготного налогообложения

1

Андорра

 

2

Антигуа и Барбуда

 

3

Содружество Багамских островов

 

4

Барбадос

 

5

Бахрейн

 

6

Белиз

 

7

Бруней Даруссалам

 

8

Вануату

 

9

Гайана

 

10

Гватемала

 

11

Гренада

 

12

Джибути

 

13

Доминиканская Республика

 

14

Содружество Доминики

 

15

Ирландская Республика только в части территории

города Дублин, Шеннон

16

Испания только в части территории

Канарские острова

17

Кипр

 

18

Китай только в части территорий

специальные административные районы Аомынь Макао и Сянган Гонконг

19

Колумбия

 

20

Коморские Острова

 

21

Коста - Рика

 

22

Малайзия только в части территории

анклав Лабуан

23

Либерия

 

24

Ливан

 

25

Лихтенштейн

 

26

Люксембург

 

27

Маврикий

 

28

Мавритания

 

29

Португалия только в части территории

острова Мадейра

30

Мальдивы

 

31

Маршалловы острова

 

32

Монако

 

33

Мальта

 

34

Марианские острова

 

35

Королевство Марокко только в части территории

город Танжер

36

Союз Мьянма

 

37

Науру

 

38

Нидерланды только в части территории

острова Аруба и зависимых территорий Антильских островов

39

Нигерия

 

40

Новая Зеландия только в части территории

острова Кука и Ниуэ

41

Объединенные Арабские Эмираты только в части территории

город Дубай

42

Палау

 

43

Панама

 

44

Самоа

 

45

Сан - Марино

 

46

Сейшельские острова

 

47

Сент - Винсент и Гренадины

 

48

Федерация Сент - Китс и Невис

 

49

Сент - Люсия

 

50

Сингапур

 

51

Великобритания только в части следующих территорий

1. Острова Ангилья

2. Бермудские острова

3. Британские Виргинские острова

4. Гибралтар

5. Каймановы острова

6. Остров Монтсеррат

7. Острова Терке и Кайкос

8. Остров Мэн

9. Нормандские острова острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни

10. Остров Южная Георгия

11. Южные Сэндвичевы острова

12. Остров Чагос

52

США только в части следующих территорий

1. Американские Виргинские острова

2. Остров Гуам

3. Содружество Пуэрто-Рико

4. Штат Вайоминг

5. Штат Делавэр

53

Суринам

 

54

Объединенная Танзания

 

55

Королевство Тонга

 

56

Тринидад и Тобаго

 

57

Фиджи

 

58

Филиппины

 

59

Франция (только в части следующих территорий):

1. Острова Кергелен

2. Французская Полинезия

3. Французская Гвиана

60

Черногория

 

61

Швейцария *

 

62

Шри - Ланка

 

63

Ямайка

 

* В настоящее время проводится работа по исключению из данного списка, т. к. в сентябре 2010 г. года подписан протокол к конвенции об избежании двойного налогообложения.
Таким образом, убедившись, что иностранный партнер зарегистрирован в государстве, с которым заключена конвенция об избежании двойного налогообложения, приступаем к процедуре рассмотрения документов резидентства. Согласно пункту 4 статьи 219 Налогового кодекса, документ, подтверждающий резидентство иностранного лица, представляет собой официальный документ, подтверждающий, что иностранное лицо - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в налоговом периоде, за который иностранному лицу был начислен доход из источников в Республике Казахстан, подлежащий налогообложению в соответствии с международным договором. Такой документ заверяется компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является иностранное лицо – получатель дохода.
При этом подпись и печать органа, заверившего резидентство нерезидента (документ, подтверждающий резидентство), а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае представления нотариально засвидетельствованной копии документа, подтверждающего резидентство, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан или международным договором, одной из сторон которого является Республика Казахстан.
При этом необходимо иметь в виду, что существует конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов
(г. Гаага, 5 октября 1961 года) (далее – Гаагская конвенция).
Согласно Гаагской конвенции, под легализацией подразумевается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
То есть если страна, для отправки в которую предназначается документ (страна назначения), является участницей Гаагской конвенции, то применяется упрощенный способ легализации – проставление штампа «апостиль» или «апостилирование».
Физически апостиль представляет собой специальный штамп, который проставляется на подлинниках и нотариально удостоверенных копиях документов, предназначенных для действия за рубежом, после проверки их достоверности. Апостиль удостоверяет подлинность подписи лица, подписавшего документ, и подтверждает его полномочия, а также подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Преимущество и простота апостилирования заключается в следующем:
? апостилирование осуществляется достаточно быстро и только одним уполномоченным органом;
? документ приобретает юридическую силу на территории всех стран, присоединившихся к Гаагской конвенции.
Перечень стран, присоединившихся к Гаагской конвенции:
Албания, Княжество Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентинская Республика, Республика Армения, Австралия, Австрийская Республика, Азербайджанская Республика, Багамские острова, Республика Барбадос, Республика Беларусь, Королевство Бельгии, Белиз, Босния и Герцеговина, Республика Ботсвана, Бруней, Республика Болгария, Китайская Народная Республика (провинции Гонконг, Макао), Республика Колумбия, Острова Кук, Республика Хорватия, Кипр, Чешская Республика, Содружество Доминики, Республика Эквадор, Республика Эль-Сальвадор, Эстонская Республика, Суверенная Демократическая Республика Фиджи, Финляндская Республика, Французская Республика, Федеративная Республика Германия, Ниуе (автономное государство, ассоциированное в Новой Зеландии), Греческая Республика, Республика Гренада, Грузия (не включая Автономную Республику Абхазия и бывший автономный округ Южная Осетия), Республика Гондурас, Венгерская Республика, Республика Исландия, Республика Индия, Ирландская Республика, Государство Израиль, Итальянская Республика, Япония, Республика Казахстан, Латвийская Республика, Королевство Лесото, Республика Либерия, Княжество Лихтенштейн, Литовская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Республика Македония, Республика Малави, Республика Мальта, Маршальские острова, Маврикий, Мексиканские Соединенные Штаты, Молдова, Монако, Республика Намибия, Королевство Нидерланды, Новая Зеландия, Королевство Норвегия, Республика Панама, Республика Польша, Португальская Республика, Румыния, Российская Федерация, Сан-Кит-Неви, Сан Лючия, Сан Винцент и Гренадины, Самоа, Сан Марино, Сербия и Черногория, Сейшельские острова, Словацкая Республика, Республика Словения, Южно-Африканская Республика, Королевство Испании, Республика Суринам, Королевство Свазиленд, Швеция, Швейцарская Конфедерация, Королевство Тонго, Тринидад и Тобаго, Турецкая Республика, Украина, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Республика Венесуэла, Дания, Республика Корея.

 

 

Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru