Медиация - современный способ разрешения конфликтов

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

                                 Медиация – современный способ разрешения конфликтов   28 января 2011 года  Президентом Республики Казахстан  был подписан Закон Республики Казахстан «О медиации», направленный на введение в стране института медиации как альтернативного способа разрешения споров. Принятым законом определено понятие медиации, установлены принципы ее проведения, правовое положение медиаторов и организаций, обеспечивающих ее проведение. Кроме того, Глава государства подписал сопутствующий закон, вносящий коррективы в действующее право по вопросам медиации. Таким образом, развитие в нашей стране альтернативных инструментов урегулирования спора, в числе которых медиация, будет признано мировым сообществом как серьезный шаг на пути к вхождению в число самых конкурентоспособных стран мира, где господствует цивилизованная правовая система. Редакция журнала обратилась  с просьбой прокомментировать Закон «О медиации» к юристу-аналитику, партнеру Владимиру Фурману и старшему юристу Юлии Петренко компании BMF GROUP LLP.   - Когда у нас впервые появилось понятие «медиации»? - В законодательстве Республики Казахстан до января 2011 года слово «медиация» не использовалось. На дату настоящего интервью термин «медиация» используется лишь в двух законодательных актах – в Законе РК «О медиации» и Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам медиации». Оба этих закона были подписаны Президентом РК 28 января 2011 года и будут введены в действие с 5 августа текущего года. Таким образом, термин «медиация» впервые появился в законодательстве Казахстана всего месяц назад и является для него новым. Однако сама медиация как способ урегулирования определенных споров, в том или ином виде (сообразно развитию общества), была известна и применялась, если не всеми, то многими народами, еще со времен глубокой древности, когда спор разрешался наиболее авторитетным и мудрым посредником (вождем племени, жрецом и т.п.). Элементы медиации имели место и в казахском традиционном обществе. Как утверждают исследователи, суд биев как демократический институт отправления правосудия существовал на протяжении XV – начала ХХ века. Одной из основных целей бия, избранного аулом, являлось примирение враждующих между собой сторон, при этом, Л. А. Словохотов,  исследователь начала ХХ века,  определял суд биев как «любимый народом». К сожалению, в советский период в Казахстане и в СССР в целом медиация как правовой институт не имела дальнейшего развития, несмотря на то что институт медиации применялся  во многих странах. Медиацию как инструмент урегулирования споров продолжают использовать и страны с авторитетными правовыми институтами, такие как США, Англия, Франция, Германия и многие другие. Справедливости ради, необходимо сказать, что регламенты некоторых арбитражных (третейских) судов, действующих на территории Республики Казахстан, еще задолго до принятия Закона «О медиации» содержали положения о посредническом разбирательстве. Однако возможность применения посреднического разбирательства в качестве процедуры урегулирования спора в арбитражных (третейских) судах ограничена, так как она может применяться только в отношении споров, возникших из гражданско-правовых договоров, заключенных физическими и юридическими лицами. Впервые в Казахстане широкое обсуждение института медиации (особенно применительно к уголовному процессу) состоялось в ходе Международной конференции «Альтернативы уголовному преследованию и защита прав человека в Центральной Азии», организованной при ОБСЕ и проходившей в Алматы в ноябре 2004 года. Конечно же, в 2004 году, когда медиация, как выразился один из участников конференции, казалась многим казахстанским участникам «иностранной экзотикой», трудно было представить, что уже в 2009 году будет выдвинута инициатива о внедрении в национальное уголовное и гражданское судопроизводство примирительных процедур. Эта инициатива была выдвинута на высшем политическом уровне и оформлена в виде поручений, данных Президентом РК на V съезде судей 18 ноября 2009 года, а также изложенных в Указе Главы государства от 17 августа 2010 года «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан».    Так что же такое медиация, какое правовое значение имеет этот термин?  Согласно Закону РК «О медиации» медиация – это процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон, а ее целями являются: первое -  достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации, и второе - снижение уровня конфликтности сторон.  Другими словами, главной целью медиации является определение истинных интересов и потребностей сторон спора и урегулирование этого спора таким образом, чтобы решение (которое при посредничестве медиатора может быть принято только самими спорящими сторонами) удовлетворяло всех участников конфликта, что соответственно исключает дальнейшее обращение в суд. А если медиация осуществлялась в рамках судопроизводства, то  прекращение дела. Принятие Закона «О медиации» дает основания полагать, что с развитием медиации как альтернативного способа разрешения споров нагрузка на суд может быть снижена. - В каких областях применение медиации вполне оправданно (экономической, уголовной и т.д.)? - Согласно Закону «О медиации» процедура медиации может быть применена не ко всем спорам (конфликтам), а лишь к спорам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц. А также к спорам, рассматриваемым в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами Республики Казахстан. В Законе также содержится норма,  прямо запрещающая применение процедуры медиации к спорам, когда одной из сторон является государственный орган, а также по делам о коррупционных преступлениях и иных преступлениях против интересов государственной службы и государственного управления. На наш взгляд, применение медиации в остальных, разрешенных законом, областях вполне оправданно. И мы полагаем, что изначально реализация прав, предоставляемых Законом «О медиации», и наиболее частое использование всех возможностей процедуры медиации будут иметь место в тех спорах, которые регулируются гражданским, трудовым и семейным правом, а также в определенных законом случаях в уголовном судопроизводстве. - Кто может выступать в качестве медиатора? Могут ли медиаторами быть непрофессионалы? Основная функция медиатора. Что является первоочередной его задачей? - Говоря о процедуре медиации как о правовом институте, нельзя не отметить, что участниками медиации являются стороны спора, третьи лица (в случае если спор затрагивает или может затронуть их интересы) и медиатор.        Закон «О медиации» предусматривает, что деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной основе (профессиональный медиатор), так и непрофессиональной. Медиаторами (профессиональными и непрофессиональными) могут быть лица, которые отвечают требованиям, перечисленным в законе. Основной функцией медиатора является осуществление посредничества между сторонами медиации, дача рекомендаций по разрешению спора, при этом такая деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении прав и интересов сторон медиации. Главной задачей медиатора является такое взаимодействие с участниками медиации, которое, в конечном итоге, приведет к заключению соглашения об урегулировании спора и которое, в случае если оно заключено в ходе гражданского, а в некоторых случаях и уголовного процесса, будет утверждено судом. - Нужны ли медиаторам знания из медицины, психологии? - Каждый спор, независимо от того, каким правом он регулируется (гражданским, трудовым, семейным или каким-либо иным), специфичен не только по правовой природе и основаниям возникновения, специфика спора зависит также и от сферы деятельности участников спора. Поэтому, говоря о знаниях и навыках, которыми, по нашему мнению, должен обладать медиатор, отметим, что медиатору, независимо от того, является он профессиональным или непрофессиональным медиатором, необходимы знания хотя бы основ права, навыки и опыт переговорщика. А также углубленные познания в какой-либо из сфер человеческой деятельности, например, в области психологии, медицины, педагогики, в строительстве или других сферах. Ведь совершенно очевидно, если стороны в ходе гражданского процесса для урегулирования спора, например, по делу о качестве предмета финансового лизинга воздушного судна выберут медиатора, который не будет обладать достаточными познаниями в гражданском праве и авиационной технике, то вряд ли такой медиатор сможет разобраться как в специфике исполнения обязательств сторон и особенностях структуры о ...

Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru