Нужна ли трудовая книжка?

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

Некоторые аспекты ведения трудовых книжек   Трудовая книжка является одним из  документов, подтверждающих трудовой стаж работника и  содержит сведения о его  трудовой деятельности.  Трудовая книжка в организации ведется в том случае, если она представляется работником.  Порядок ведения и хранения  трудовой книжки определен  приказом министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 5 июля 2007 года N 149-п «Об утверждении формы и Правил ведения и хранения трудовых книжек».
      В соответствии с Трудовым кодексом  при приеме работника на работу работодатель вправе истребовать, согласно статье 31 Трудового кодекса, документ, подтверждающий трудовую деятельность работника. В то же время документом, подтверждающим трудовой стаж, является не только трудовая книжка, но и иные документы, перечисленные в статье 34 Трудового кодекса.  Поэтому трудовая книжка представляется работником на его усмотрение.
        Учитывая то, что в соответствии со статьей 31 Трудового кодекса не требуется истребования трудовой книжки от работника, имеет ли право работодатель отказаться от хранения трудовых книжек в своей организации и, соответственно, оформлять их только в момент увольнения?
     Пункт 27  приказа министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 5 июля 2007 года № 149-п «Об утверждении формы и Правил ведения и хранения трудовых книжек» (далее – Правила ведения и хранения трудовых книжек) закрепил, что по желанию работника трудовая книжка в период действия трудовых отношений может храниться у работодателя по месту работы.  Следовательно, если работник принес работодателю на хранение трудовую книжку, то работодатель обязан создать все условия по ее хранению  и обеспечить ее сохранность. Работник   кадровой службы ведет книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, в которой регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в них, выданные работникам вновь (п. 28 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

Форма книги учета движения трудовых книжек и вкладышей не  утверждена уполномоченным органом, поэтому в каждой организации она разрабатывается самостоятельно. При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
  Ответственность за организацию работы по ведению, хранению и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя (п. 30  Правил ведения и хранения трудовых книжек). За нарушение правил ведения, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную  статьей  87 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП).
  Нарушение работодателем или должностным лицом трудового законодательства Республики Казахстан влечет штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере от пяти до десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от двадцати до двадцати пяти месячных расчетных показателей.
      Работник, который впервые трудоустраивается,  вправе принести новую трудовую книжку. В этом случае специалист кадровой службы должен обратить внимание на то, что форма трудовой книжки должна соответствовать той форме, которая действует на момент ее оформления.  На сегодняшний день  форма трудовой книжки утверждена Правилами  ведения и хранения трудовых книжек. Целесообразно специалисту кадровой службы информировать  работника при первичном трудоустройстве о том, что необходимо открывать  трудовую книжку в момент трудоустройства. Необходимо отметить, что трудовые книжки должны заполняться, что называется, «день в день».  Это регламентировано пунктом  7  Правил ведения и хранения трудовых книжек,  в котором закреплено, что в соответствии с  актом работодателя после заключения трудового договора либо его прекращения, перевода на другую работу.
      При  открытии трудовой книжки  и ее первичном заполнении  сведения о работнике вносятся  на основании документов, удостоверяющих личность, поэтому  фамилия, имя, отчество прописываются полностью без сокращений.
      В случае если работник кадровой службы обнаружит в трудовой книжке работника неточности или ошибки, то исправления неправильной или неточной записи производится тем работодателем, которым вносилась запись. Работник должен в этом случае самостоятельно обратиться к бывшему работодателю, а сотрудник  кадровой службы (прежний работодатель) должен содействовать работнику в   исправлении.

Исправленные сведения о трудовой деятельности должны соответствовать сведениям в документах, подтверждающих трудовую деятельность работника (в трудовом договоре с отметкой работодателя о дате и основании его прекращения; выписке из актов работодателя, подтверждающих возникновение и прекращение трудовых отношений на основе заключения и прекращения трудового договора; выписке из ведомости выдачи заработной платы работникам; послужном списке (перечне сведений о работе, трудовой деятельности работника), подписанном работодателем, заверенном печатью организации либо нотариально; архивной справке, содержащей сведения о трудовой деятельности работника) (п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек).
  Если юридическое лицо (работодатель), внесшее неправильную или неточную запись, реорганизовано, исправления вносятся его правопреемником. Правопреемником при слиянии юридических лиц и при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида  является вновь возникшее юридическое лицо; при присоединении  одного юридического лица к другому юридическому лицу юридическое лицо, к которому присоединяется; при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам; при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (ст. 46 Гражданского кодекса).
  Обращаем ваше внимание на  статью 49 Трудового кодекса, которой установлено, что  в случаях изменения наименования, ведомственной принадлежности, смены собственника имущества или реорганизации работодателя трудовые отношения с работниками продолжаются без изменений. Согласно статье 38 Гражданского кодекса, каждое юридическое лицо имеет свое наименование, позволяющее отличить его от других юридических лиц, и  включает в себя название и указание на организационно-правовую форму. Оно может включать в себя дополнительную информацию, предусмотренную законодательством. Наименование юридического лица указывается в его учредительных документах. 

Изменение наименования юридического лица не влечет за собой  изменений трудовых отношений и  условий труда. Изменение ведомственной принадлежности возможно  при передаче государственной организации из одного министерства, комитета, ведомства в другое.

При этом  трудовые отношения с работниками не изменяются, но вносятся соответствующие записи в трудовую книжку, например об изменении наименования юридического  лица.

  Если  в период трудовых отношений с работником  возникла необходимость внести изменения в связи с изменением наименования юридического лица (организации), то в разделе «Сведения о работе»: в графе 3 трудовой книжки  делается запись «Товарищество с ограниченной ответственностью «ХХХ» переименовано в товарищество с ограниченной ответственностью «ООО»; в графе 4 указывается акт работодателя, его дата и номер, в соответствии с которым вносится запись. Аналогичная запись вносится и в случае реорганизации, когда изменяется  организаци ...

Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru