Обзор изменений в Налоговом кодексе по НДС.

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

 Обзор изменений в Налоговом кодексе по НДС

 

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения»  внесен ряд изменений и дополнений в Налоговый кодекс с целью уточнения и устранения разночтений некоторых действующих норм Налогового кодекса. В статье рассматриваются изменения, относительно обложения  НДС, в том числе и в Таможенном союзе.

 

1. Законом РК от 21 июля 2011 года № 467-IV внесены изменения и дополнения, которые введены в действие с 1 января 2009 года, в статью 270 Налогового кодекса касательно представления декларации по НДС (форма 300.00). Внесены также изменения и дополнения, которые введены в действие с 1 июля 2010 года, в статью 276-20 Налогового кодекса касательно представления декларации по косвенным налогам по импортированным товарам (форма 320.00).

В целях уточнения часть вторая пункта 1 статьи 270 Налогового кодекса дополнена абзацем, в котором говорится, что обязательство по представлению декларации по НДС (форма 300.00) не распространяется на лицо, которое не состоит на регистрационном учете по НДС, но импортирует товары на территорию РК в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством о таможенном деле в РК.

В целях исключения противоречия с пунктом 8 статьи 68 Налогового кодекса, согласно которому приложения к декларациям, расчетам не представляются при отсутствии данных, подлежащих отражению в них, внесены изменения в пункт 2 статьи 270 Налогового кодекса.

Напомним, что в соответствии со статьей 68 Налогового кодекса налоговая отчетность представляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом.

При этом согласно пункту 7 статьи 68 Налогового кодекса в случае отсутствии объектов налогообложения обязательство, в том числе по представлению налоговой отчетности по НДС, распространяется на лиц, зарегистрированных в качестве плательщиков НДС.

Вместе с тем, согласно пункту 8 статьи 68 Налогового кодекса, приложения к декларациям, расчетам при отсутствии данных, подлежащих отражению в них, не представляются.

В то же время данными изменениями в качестве исключения отмечено, что одновременно с декларацией по НДС представляются реестры счетов-фактур по приобретенным и реализованным в течение налогового периода товарам, работам, услугам, являющиеся приложением к декларации.

Таким образом, даже при отсутствии данных, подлежащих отражению, одновременно с декларацией по НДС представляются реестры счетов-фактур форм 300.07 и 300.08.

2. Поправка в пункт 3 статьи 256 Налогового кодекса предусматривает отнесение в зачет суммы НДС на товары, импортируемые из государств – членов Таможенного союза, в том налоговом периоде, в котором исполнено налоговое обязательство по уплате НДС на импорт, наравне с НДС за нерезидента.

В связи с чем в части второй пункта 3 статьи 256 Налогового кодекса уточнено: в случае уплаты НДС в соответствии со статьями 241 и 276-20 Налогового кодекса уплаченный налог относится в зачет в том налоговом периоде, в котором исполнено налоговое обязательство по уплате НДС.

3. Внесены изменения в статьи 115, 257 и 258 Налогового кодекса, позволяющие контрагентам лжепредприятий, осуществляющим законную предпринимательскую деятельность, относить расходы на вычеты и в зачет суммы НДС по сделкам, признанным судом действительными. Указанные изменения вводятся в действие с 1 января 2009 года.

Согласно статье 192 Уголовного кодекса лжепредпринимательство – это создание субъекта частного предпринимательства либо приобретение акций (долей участия, паев) других юридических лиц, предоставляющее право определять их решения, а равно руководство им без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность при условии, что совершенные сделки преследуют противоправные цели и причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству.

По всем сделкам, признанным постановлением суда лжепредприятием, согласно пунктам 4-5 статьи 571 Налогового кодекса налоговые органы обязаны произвести снятие с регистрационного учета по НДС налогоплательщика без его уведомления в случае признания его лжепредприятием не позднее пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом вступившего в законную силу приговора либо постановления суда о признании налогоплательщика лжепредприятием.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 258 Налогового кодекса НДС, ранее отнесенный в зачет, не подлежит исключению из зачета по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 115 Налогового кодекса расходы по таким операциям также не подлежат вычету по КПН.

Законом РК от 8 декабря 2009 года № 225-IV (введен в действие 25 декабря 2009 г.) Уголовный кодекс дополнен статьей 192-1, предусматривающей уголовную ответственность за совершение субъектом частного предпринимательства отдельно взятой сделки (сделок) (в том числе путем использования счета-фактуры) без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, преследующей противоправные цели и причинившей крупный ущерб гражданину, организации или государству.

Так, до 1 января 2010 года судом в качестве лжепредприятий признавались предприятия, имеющие в том числе лжесделки. При этом данное предприятие могло осуществлять некоторые сделки по действительной реализации товаров, работ и услуг и оплаты за них, т. е. вполне на законных основаниях. В связи с введением дополнительной статьи 192-1 Уголовного кодекса с 1 января 2010 года предприятия могут признаваться лжепредприятиями лишь в случае, если все сделки совершались без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.

В рамках продолжения работы по исполнению поручения Главы государства по обращению предпринимателей по восстановлению нарушенных интересов добросовестных предпринимателей в сфере лжепредпринимательства, опубликованному в газете «Известия» от 5 мая 2009 года № 2513, государственными органами велась соответствующая работа по восстановлению интересов таких контрагентов лжепредприятий.

Результатом указанной работы явилось законодательное закрепление норм, обеспечивающих защиту интересов таких предпринимателей, которые осуществляют законную предпринимательскую деятельность.

Так, Законом РК от 21 июля 2011 года № 467-IV внесены изменения в статьях 115, 257-258 Налогового кодекса, позволяющие контрагентам лжепредприятий, осуществляющим законную предпринимательскую деятельность, относить расходы на вычеты и в зачет суммы НДС по сделкам, признанным судом действительными.

Поправки, внесенные данным законом в Налоговый кодекс, направлены на восстановление нарушенных прав добросовестных предпринимателей и действуют с 1 января 2009 года.

4. Поправками, внесенными в пункт 5 статьи 263 Налогового кодекса, для юридических лиц предусмотрена возможность указывать организационно-правовую форму в виде аббревиатуры в соответствии с обычаями, в том числе обычаями делового оборота (АО, ТОО), а для индивидуальных предпринимателей – указывать наименование и (или) Ф.И.О. в соответствии со свидетельством о постановке на регистрационный учет по НДС.

При указании адреса поставщика и получателя товаров, работ, услуг адрес указывается без указания почтового индекса.

5. Новые пункты 5-6, введенные в статью 267 Налогового кодекса, уточняют условия определения совокупного годового дохода для применения организациями, осуществляющими переработку сельскохозяйственной продукции, уменьшения НДС на 70%, а также порядок исчисления и уплаты НДС в случае невыполнения условий, необходимых для применения статьи 267 Налогового кодекса. Для применения положения статьи 267 Налогового кодекса совокупный годовой доход определяется без учета корректировки, предусмотренной статьей 99 Налогового кодекса. Если по итогам текущего налогового периода установленные условия не выполнены, налогоплательщик обязан:

1) исчислить НДС в общеустановленном порядке, без уменьшения на 70%;

2) не позднее 10 календарных дней после срока, установленного для представления декларации по КПН, представить в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса дополнительную налоговую отчетность по НДС за налоговые периоды, в которых НДС подлежит исчислению без уменьшения сумм НДС на 70%.

6. Статья 271 Налогового кодекса дополнена пунктом 1-1, который устанавливает срок уплаты НДС, отраженного в ликвидационной декларации по НДС, поскольку до внесения указанных изменений срок представления декларации был установлен только в отношении «очередных» деклараций по налогу.

При этом в случае снятия плательщика НДС с регистрационного учета по НДС уплата налога, отраженного в ликвидационной декларации, производится не позднее 10 календарных дней со дня представления в налоговый орган такой декларации.

Если срок уплаты НДС, отраженного в декларации по НДС, представленной за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, за который представлена ликвидационная декларация ...

Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru