Единые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в Таможенном союзе

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

Единые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в Таможенном союзе   Планирование и проведение согласованных мероприятий в сфере ветеринарного и фитосанитарного контроля обеспечивает охрану таможенной территории Таможенного союза от ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям. В статье рассмотрены единые ветеринарно-санитарные меры, применяющиеся к товарам, подлежащим ветеринарному и фито-карантинному контролю при их ввозе в третьи страны и вывозе из третьих стран соответственно, а также перемещающихся во взаимной торговле по территории Таможенного союза. Общие положения В соответствии со статьей 1 Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (Москва, 25 января
2008 года (далее – Соглашение о согласованной политике), заключенного между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее – Стороны Соглашения), санитарные и фитосанитарные меры – это обязательные для исполнения санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные требования и процедуры, применяемые в целях:
?         защиты жизни и здоровья человека и животных от рисков, возникающих от добавок загрязняющих веществ, токсинов или болезнетворных организмов в пищевых продуктах, напитках, кормах и другой продукции; ?         защиты жизни и здоровья животных и растений от рисков, возникающих в связи с проникновением, укоренением (закреплением) или распространением имеющих карантинное значение для государств Сторон Соглашения вредителей растений, возбудителей болезней растений и животных, растений (сорняков), организмов – переносчиков болезней или болезнетворных организмов; ?         защиты жизни и здоровья человека от рисков, возникающих в связи с болезнями, переносимыми животными, растениями или продукцией из них; ?         предотвращения или ограничения другого ущерба, причиняемого проникновением, укоренением (закреплением) или распространением имеющих карантинное значение для государств Сторон Соглашения вредителей растений, возбудителей болезней растений и животных, растений (сорняков), болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами; Согласно статье 2 Соглашения о согласованной политике, Стороны Соглашения проводят согласованную политику в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер по­средством: ?         принятия мер, необходимых для гармонизации законодательства государств Сторон Соглашения; ?         разработки и принятия технических регламентов ЕврАзЭС, устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования; ?         обеспечения единства обязательных требований к объекту технического регулирования на территории своего государства; ?         принятия единых правил проведения работ по техническому регулированию, разработке санитарных и фитосанитарных мер для обеспечения необходимого уровня санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности территории государств Сторон Соглашения; ?         гармонизации стандартов; ?         применения единых форм и правил оценки соответствия; ?         гармонизации процедур оценки соответствия; ?         разработки и применения сопоставимых методов испытаний (контроля и измерений) при оценке (подтверждении) соответствия продукции или связанных с требованиями к продукции процессов производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации; ?         аккредитации и (или) назначения органов по сертификации (подтверждению соответствия) и аккредитации испытательных лабораторий (центров), участвующих в процессе обязательного подтверждения соответствия. Ветеринарно-санитарные меры Общие положения о применении единых ветеринарных мер в Таможенном союзе представлены в Соглашении Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам (г. Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 года) (с изменениями и дополнениями от 21 мая 2010 года) (далее – Соглашение по ветеринарно-санитарным мерам). Также решением Комиссии Таможенного союза «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» № 317 от
18 июня 2010 года (далее – Решение КТС
№ 317) утверждены:
?         Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору); ?         Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) (далее – Единые ветеринарные требования); ?         Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза (далее – Положение о едином порядке контроля); ?         Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее – Положение о едином порядке проведения совместных проверок); ?         Единые формы ветеринарных сертификатов. Согласно статье 2 Соглашения по ветеринарно-санитарным мерам, подконтрольные товары должны соответствовать Единым ветеринарным требованиям и подлежат обязательному ветеринарному контролю (надзору) в соответствии с Положением о едином порядке контроля. В соответствии с разделом I Положения о едином порядке контроля ветеринарный контроль применяется государственными органами и учреждениями государств – членов Таможенного союза, осуществляющими деятельность в области ветеринарии (далее – уполномоченные органы Сторон Соглашения) в целях недопущения ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и перемещения (перевозки) опасных для здоровья человека и животных подконтрольных товаров. В соответствии с нормами Соглашения по ветеринарно-санитарным мерам уполномоченные органы осуществляют ветеринарный контроль (надзор) при перемещении подконтрольных товаров через таможенную границу Таможенного союза в пунктах пропуска через государственные границы государств – членов Таможенного союза (далее – Стороны) либо в иных местах, определенных законодательством государств Сторон (далее –пункты пропуска), которые оборудуются и оснащаются средствами ветеринарного контроля в соответствии с законодательством государств Сторон. При этом каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями и при условии наличия: ?         разрешения, выданного уполномоченным органом, на территорию государства которого ввозятся указанные товары, в соответствии с Положением о едином порядке контроля, ?         ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны отправления указанного товара. На основе Единых ветеринарных требований уполномоченные органы могут в двустороннем порядке согласовывать образцы ветеринарных сертификатов на ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза подконтрольные товары, включенные в единый перечень, с компетентными органами страны отправителя (третьей стороны). Образцы указанных ветеринарных сертификатов направляются в Комиссию Таможенного союза для их передачи в пункты пропуска. Подконтрольные товары, помещенные под таможенную процедуру транзита, перевозятся по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с Положением о едином порядке контроля. Подконтрольные товары перевозятся с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями и сопровождаются ветеринарным сертификатом. Стороны взаимно признают ветеринарные сертификаты, выдаваемые уполномоченными органами по единым формам, утверждаемым Комиссией Таможенного союза. Уполномоченные органы в случае обнаружения и распространения на территории их государств заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции) животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении, незамедлительно после официального установления диагноза или подтверждения небезопасности товаров (продукции): ?         направляют информацию о них, а также о принятых ветеринарно-санитарных мерах в Информационную систему ЕврАзЭС в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и Инте­грированную информационную систему внешней и взаимной торговли Таможенного союза, ?         своевременно уведомляют Комиссию Таможенного союза об изменениях в перечне опасных и карантинных болезней животных государства Стороны; ?         оказывают друг другу научную, методическую и техническую помощь в области ветеринарии. Уполномоченные органы при необходимости и по взаимной договоренности проводят совместные проверки (инспекции) объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору). Совместная проверка (инспекция) объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), осуществляется в соответствии с Положением о едином порядке проведения совместных проверок. Финансирование расходов, связанных с проведением совместных проверок (инспекций), осуществляется из соответствующих бюджетов государств Сторон, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок. Кроме документов, утвержденных  Решением КТС № 317, каждая из Сторон имеет право разрабатывать и вводить временные ветеринарные требования и меры в случае получения официальной информации от соответствующих международных организаций, государств Сторон, а также третьих стран об ухудшении эпизоотической ситуации на территории третьих стран или государств Сторон. В случае наличия вышеуказанной информации, но при недостаточном научном обосновании или если оно не может быть представлено в необходимые сроки, Стороны могут принимать безотлагательные ветеринарно-санитарные меры. В соответствии с нормами Положения о едином порядке контроля должностные лица пограничного контрольного ветеринарного пункта (далее – ПКВП) при осуществлении полномочий взаимодействуют с должностными лицами других органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в пунктах пропуска, администрациями пунктов пропуска (в рамках технологической схемы взаимодействия контрольных органов в пунктах пропуска через таможенную территорию Таможенного союза), судовладельцами, агентирующими фирмами и службами, другими учреждениями и организациями, а также с ветеринарными специалистами пунктов пропуска сопредельных государств. Государственные ветеринарные инспекторы в пределах своих полномочий имеют право беспрепятственно посещать объекты производства, хранения и переработки подконтрольных товаров. При исполнении служебных обязанностей должностные лица ПКВП должны иметь при себе служебное удостоверение и носить форменную одежду образца, установленного законодательством Сторон. Перемещение (перевозка) подконтрольных товаров через таможенную границу Таможенного союза допускается в предназначенных для этих целей пунктах пропуска либо в иных местах, определенных законодательством Сторон, которые оборудуются и оснащаются средствами ветеринарного контроля в соответствии с законодательством Сторон. В пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза военных транспортных средств министерством обороны Стороны на военно-морских базах, на военных аэродромах и в других местах организуются ветеринарные контрольные пункты. Должностные лица ПКВП в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза осуществляют ветеринарный контроль (надзор) при ввозе подконтрольных товаров независимо от Стороны назначения. Подконтрольные товары при ввозе, транзите, а также при перемещении внутри Таможенного союза с территории одной Стороны на территорию другой Стороны в течение всего времени транспортировки должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов Сторон и компетентными органами стран-экспортеров. Подконтрольные товары могут перемещаться в пределах территории одной Стороны в порядке, предусмотренном законодательством этой Стороны. Ветеринарные сертификаты при ввозе подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза должны быть оформ­лены на русском языке, а также на языке страны-экспортера и/или английском языке. Определение условий использования ввозимых на территорию Сторон подконтрольных товаров (хранение, переработка, использование в корм животным, возврат, утилизация, уничтожение и т. д.) и отбор проб (образцов) осуществляются уполномоченными органами Сторон. При проведении ветеринарного контроля (надзора) для оформления ветеринарных сертификатов на соответствие Единым ветеринарным требованиям принимаются протоколы лабораторных испытаний (исследований), проведенных в аккредитованных в национальных системах аккредитации лабораториях Сторон и включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза в соответствии с Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза (г. Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 года). Финансирование расходов по оформлению ветеринарных сертификатов, иных ветеринарных сопроводительных документов и проведению всех видов ветеринарного контроля осуществляется в соответствии с законодательством Сторон. Ввоз, перевозка и использование лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии на таможенной территории Таможенного союза осуществляется при условии их регистрации уполномоченными органами Сторон. Стороны взаимно признают результаты регистрации лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии. Ввоз, перевозка лекарственных средств, а также кормовых добавок химического и микробиологического синтеза осуществляются без ветеринарного сертификата в сопровождении документа, подтверждающего их качество и безопасность, выдаваемого предприятием-изготовителем. При ввозе, вывозе и транзите в отношении подконтрольных товаров применяются следующие виды контроля: ?         документарный; ?         физический; ?         лабораторный. Документарный контроль заключается в проверке: ?         документов, подтверждающих безопасность подконтрольных товаров; ?         наличия разрешений на ввоз (вывоз) или транзит подконтрольных товаров; ?         соответствия содержания выданных документов Единым ветеринарным требованиям. Физический контроль включает в себя: ?         досмотр подконтрольных товаров и осмотр животных; ?         проверку соответствия подконтрольных товаров данным, указанным в предъявленных документах, с целью исключения наличия подконтрольных товаров, не указанных в сопроводительных документах, и исключения совместного перемещения несовместимых товаров; ?         контроль соответствия транспортного средства установленным ветеринарно-санитарным требованиям, необходимым для перевозки подконтрольных товаров; ?         контроль условий и режима перемещения (перевозки); ?         контроль соответствия упаковки и маркировки установленным требованиям. При ввозе, вывозе, транзите и при перемещении (перевозке) животных в пределах территории Таможенного союза в пунктах водопоя и корм­ления  осмотру подлежит каждая их партия. В пункте пропуска через таможенную границу Таможенного союза допускается досмотр доступной части перевозимых подконтрольных товаров. По результатам досмотра составляется соответствующий акт по форме согласно Приложению № 2 Положения о едином порядке контроля. Лабораторный контроль осуществляется путем проведения исследований в аккредитованных на эти цели лабораториях в случаях выявления видимых органолептических изменений при досмотре перевозимых подконтрольных товаров для исключения заразных болезней животных. Отбор проб (образцов) для лабораторных исследований проводится в соответствии с Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб (образцов) товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору). По результатам осуществления указанных видов контроля должностным лицом ПКВП принимается одно из следующих решений в отношении подконтрольных товаров: ?         о пропуске; ?         о приостановке движения; ?         о запрете ввоза; ?         о возврате. Решение, принятое в отношении подконтрольного товара, оформляется должност­ным лицом ПКВП путем проставления соответствующих штампов по форме согласно Приложению № 3 к Положению о едином порядке контроля на ветеринарных и товаросопроводительных документах в соответствии с технологической схемой взаимодействия контрольных органов в пунктах пропуска через таможенную территорию Таможенного союза. Ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза разрешается с предприятий-экспортеров, внесенных в порядке, предусмотренном Положением о едином порядке проведения совместных проверок, в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза (далее – Реестр предприятий Таможенного союза). В случаях несанкционированного перехода сельскохозяйственных животных на сопредельную территорию третьих стран уполномоченные органы принимают меры по возврату животных или иные меры с соблюдением Единых ветеринарных требований. Перед погрузкой (после выгру ...

Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru