Как управлять начальником

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

 

Как управлять начальником        Выражение «управлять начальником» режет слух всегда и кажется странным, так как у нас в основном отношения стоятся сверху - вниз. Непонятно, зачем нужно управлять своим начальником, а вернее, отношениями с ним, за исключением случаев, когда преследуются личные или, скажем, политические цели. Рассматривать будем не политические манипуляции, а ежедневную работу с начальством, направленную на повышение эффективности всего предприятия.    Идеальный  менеджер скрупулезно налаживает отношения с подчиненными, партнерами, клиентами и руководством. Этим аспектом управления пренебрегать не следует. Если вы эффективно  контролируете работу своего отдела, рынка, новых технологий, а по отношению к начальству играете  пассивную роль, то наносите вред и себе, и предприятию. Стоит или нет налаживать отношения с начальником - решать вам, но рассмотрим следующую ситуацию. Руководитель может быть замечательным стратегом, производственником, но не уметь строить конструктивные диалоги с подчиненными и вообще управлять отношениями с людьми. Тогда ему, зная его недостаток, специалист службы персонала будет стараться подбирать починенных, обладающих хорошими навыками работы с людьми, способных компенсировать эту слабую сторону руководителя. Во многих крупных компаниях регулярно происходят аналогичные случаи. Вопрос в том, как это рассматривать. Воспринимать как межличностный конфликт или как обширную психологическую несовместимость из-за особенностей характера? Такому начальнику соответствует ряд личностных качеств и нереалистичное представление о взаимозависимости людей, каждый из которых может ошибаться.    Одна группа работников не задумывается о том, что начальники от них зависят и для их успешной работы необходимы помощь и поддержка, уверенность в надежности и честности коллектива. Другая группа считает, что сама не сильно зависит от начальства. Они считают незначительными  информацию и помощь со стороны начальника для успешного выполнения всех своих функций. Это лишь поверхностное суждение. Начальники – они всего лишь люди. Они  тоже не всегда эффективно ставят  рабочие задачи, предоставляют необходимые ресурсы и информацию. Поэтому получайте информацию и помощь самостоятельно. Двум  связанным людям, работающим, ошибающимся, необходимо  понимать себя и другого человека, потребности для построения отношений, совместимых со стилями работы и личными качествами каждого.   Попытка понять руководителя      Внимательное отношение к стилю работы начальника может сыграть решающую роль, особенно для новичка. Пример В ТОО сменился директор. Прежний руководитель придерживался демократического стиля управления и полагался на интуицию. А его приемник работает строго, организованно, иногда формализовано. Рабочий день строит максимально эффективно, охватывая все свои функции, проводит совещания по заранее утвержденной повестке дня и требует отчетов от подчиненных в письменной форме, установленного образца. Ведущий менеджер значимого подразделения подметил некоторые особенности нового начальника. Он выяснил, какие данные и в какой форме отчетности желает получать директор. Перед каждой встречей он заранее предоставлял директору нужную информацию и краткий перечень вопросов, подлежащих обсуждению. Благодаря подготовительной работе, совещания проходили эффективнее, а директор быстрее находил решение рабочих проблем, нежели его предшественник. В этом же ТОО технический директор не смог осознать и принять иной стиль работы административного директора. Он очевидные различия в управлении воспринял как фактор чрезмерного контроля нового начальника. Не подавал дополнительных данных в своих отчетах, информацию для совещаний готовил  сжато и сухо. И при встрече с техническим директором  новый руководитель тратил  много времени для раскрытия цифр, углубленных уточнений, что влияло на  содержание и ход совещаний. Даже сам технический директор чувствовал разочарование, неэффективность потраченного времени и  неловкость, когда заданные вопросы застигали его врасплох. Через некоторое время он уволился. Разница между двумя подчиненными определяет и способности, и умение «приспосабливаться», умение  внимательно относиться  к стилю работы начальника, учитывая его особенности. Всегда важно внести коррективы в собственное поведение.   Понимать себя      Чтобы понимать других, следует разобрать свои сильные и слабые стороны, методы и стиль работы, даже потребности. Изменить характер свой или шефа невозможно, но понять, какие личностные качества помогают или мешают совместной работе и принять меры по улучшению и эффективности отношений, можно…   Пример    Менеджер среднего звена испытывает затруднения, когда мнения с руководителем расходятся. Начальник занимает твердую позицию и не уступает, а подчиненный не сдается и приводит все новые веские аргументы и энергично отстаивает свою точку зрения. Раздражение проявляется в нападках на нелогические моменты в решениях начальника. В результате  после многочисленных конфликтных ситуаций подчиненный сознательно стал избегать совместного обсуждения проблем, по которым у них могли возникнуть разногласия. Такая схема поведения менеджера могла впечатлить его коллег, но не начальника. Так как  попытки обсудить проблему с руководителем оказались безуспешными, менеджер решил научиться управлять своими эмоциями. Теперь при бурном обсуждении вопроса и  ситуации, зашедшей в тупик, он разумно сдерживает свою вспыльчивость и нетерпимость. Предлагает разойтись, проанализировать проблему вновь, а потом вернуться к разговору. К моменту возобновления разговора много раз удавалось переосмыслить противоречия и достичь гармоничного согласия. А начальник все же  понял, что это эффективное решение некоторой «несовместимости» их  рабочего тандема. Вывод: следует анализировать прошлый и настоящий опыт. Добиваться определенного уровня сознания  и корректировать свое поведение.  Хорошее представление о себе и своем начальнике помогает найти пути организации совместной работы, обеспечивающие продуктивность.     Это достигается путем соблюдения приведенных ниже правил в отношениях. 1.        Поймите своего начальника и условия для его работы. А именно: §  Цели. §  Задачи. §  Проблемы. §  Недостатки, слабые и сильные стороны. §  Именно его стиль работы.  

Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru