Особенности таможенного декларирования товаров, необходимых для ликвидации стихийных бедствий

Автор:

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

В последнее время во всем мире наблюдается значительное увеличение количе­ства природных и техногенных катастроф, для ликвидации последствий которых требуется организация целого комплекса мероприятий, которые зачастую не могут быть своевременно осуществлены силами и средствами отдельно взятого государства, пусть даже самого развитого. Ураган «Катрина» в США в 2005 году, разрушительное землетрясение и цунами, а также последовавшая за ними авария на АЭС «Фукусима-1» в Японии в 2011 году – в таких случаях, как правило, пострадавшим странам на помощь приходит все мировое сообщество.

 

С учетом масштабов аварии или стихийного бедствия крайне важно, чтобы силы и средства, направ­ляемые иностранными государствами для ликвидации последствий, а также прибывающая гуманитарная помощь были в кратчайшие сроки доставлены в пострадавшие страны непо­средственно к самому месту аварии либо местам временного размещения лиц, пострадавших от стихийных бедствий. Значительная роль в ускорении данных процессов и в оперативном решении вопросов, связанных с перемещением через государственную границу товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отводится таможенным органам.

Важность этого момента отражена в положениях «Руководства по внутригосударственному содействию и регулированию международной помощи при чрез­вычайных ситуациях и помощи при проведении первичных восстановительных работ» (далее – Руководство), единогласно принятого в ноябре 2007 года на 30-й Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца всеми странами – участницами данной организации.  

Так, пунктом 17 Руководства определено, что товары и оборудование, предоставляемые для оказания помощи при ЧС или проведения работ на начальном этапе и экспортируемые или импортируемые самими государ­ствами и имеющими право на льготы гуманитарными организациями, оказывающими помощь, или по их поручению, государствам-отправителям, транзитным и пострадавшим государствам необходимо:

   освободить от всех таможенных платежей, налогов, сборов и государственных пошлин;

   освободить от всех экспортных, транзитных и импортных ограничений;

   упростить содержание и уменьшить объем документации, требующейся для осуществления экспорта, транзита и импорта;

   разрешить реэкспорт любого оборудования или неиспользованных товаров, которые государство, оказывающее помощь, или гуманитарная организация, оказывающая помощь, изъявят желание сохранить.

Только по отношению к товарам и оборудованию, предназначенным для оказания помощи при ЧС, государствам, направляющим помощь, а также транзитным и пострадавшим государствам дополнительно следует:

   отменить или упростить инспекционные требования; когда отмена невозможна, проводить таможенную очистку товаров и оборудования, предназначенных для оказания помощи при ЧС, оперативно и в первую очередь, с применением, если это целесообразно, процедуры предварительной очистки;

   организовать инспекционные проверки и выпуск груза во внерабочее время и/или в местах помимо таможенного терминала, когда это необходимо, для минимизации временной задержки, в соответствии с нормами национальной безопасности пострадавшего государства. Оказывающим помощь государствам и имеющим право на льготы гуманитарным организациям необходимо соблюдать предписания пострадавшего государства касательно маршрутов движения и пунктов доставки.

Несмотря на то что в соответст­вии с пунктом 1 Руководства оно не является обязательным к применению и носит рекомендательный характер, практически все его положения, касающиеся сферы таможенного дела, реализованы в нормативных правовых актах Таможенного союза и Республики Казахстан.

Например, пунктом 4 статьи?242 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее?– Кодекс) установлено, что при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенные операции, предшест­вующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном
порядке.

Также, согласно пункту 2 статьи 273 Кодекса, по мотивированному запросу декларанта либо таможенного представителя отдель­ные таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, могут совершаться вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов.

Далее, в соответствии со ста­тьей 276 Кодекса товары,  необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукция военного назначения, необходимая для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений, а также товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные материалы, взрывчатые вещества, международные почтовые отправления, экспресс-грузы, гуманитарная и техническая помощь, сообщения и материалы для средств массовой информации, запасные части, двигатели, расходные материалы, оборудование и инструменты, необходимые для ремонта транспортных средств международной перевозки, и другие подобные товары помещаются под таможенную процедуру в первоочередном порядке.

Кроме того, статьей 298 Кодекса установлено, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза указанных категорий товаров выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации, при условии что декларантом представлены:

1) коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров;

2) обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары;

3) документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены при подаче таможенной декларации.

При этом в отношении товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также гуманитарной и технической помощи при их выпуске до подачи таможенной декларации обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не представляется.

Рассматривая вопрос помещения указанной категории товаров под специальную таможенную процедуру, необходимо подчеркнуть, что в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 329 «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру» (далее – Перечень) указывается, что помещение товаров, под специальную таможенную процедуру допускается при соблюдении следующих условий:

   представление в таможенный орган письменного подтверждения государственного органа государств – членов Таможенного союза, уполномоченного в сфере чрезвычайных ситуаций, о том, что перемещаемые товары предназначены для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, бесплатной раздачи лицам, по­страдавшим в результате чрезвычайных ситуаций, а также для проведения аварийно-
спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований, с приложением перечня товаров, содержащего наименование и количество таких товаров;

   декларантом товаров, указанных в части первой пункта 3 Перечня, является государ­ственный орган государств?–?членов Таможенного союза, уполномоченный в сфере чрезвычайных ситуаций, либо входящие в его систему и уполномоченные им органы и (или) организации.

При этом товары, помещенные под специальную таможенную процедуру и вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, за исключением полностью потребленных, уничтоженных и бесплатно розданных, должны быть ввезены обратно на таможенную территорию Таможенного союза или помещены под иную таможенную процедуру в сроки, установленные таможенным органом исходя из заявленных декларантом целей и сроков использования таких товаров.

При необходимости передачи прав владения, пользования и распоряжения товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, за исключением бесплатной раздачи лицам, по­страдавшим в результате чрезвычайной ситуации, специальная таможенная процедура должна быть изменена на иную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза до передачи прав владения, пользования и распоряжения такими товарами.

В заключение  следует отметить, что декларирование товаров для личного пользования, принадлежащих сотрудникам гуманитарных миссий, аварийно-спасательных формирований и приравненных к ним лиц, участвующих в ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, осуществляется в общеустановленном порядке, определенном Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (г. Санкт-
Петербург, 18 июня 2010 года), ратифицированным
Законом РК от 30?июня 2010 года № 314-IV.

В то же время, с учетом положений статьи 276 Кодекса, совершение таможенных операций в отношении товаров для личного пользования указанной категории лиц осуществляется одновременно с помещением товаров под таможенную процедуру в перво­очередном порядке либо выпуском указанных товаров до подачи таможенной декларации

Авторизуйтесь или купите полный доступ

вернуться назад
?
Не нашли нужный документ?
задать вопрос

Рубрика статей


–ейтинг@Mail.ru