Рубрика статей

Методы и принципы распределения накладных расходов.
09.02.2012

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

Методы и принципы распределения накладных расходов.

Расходы на ремонт зданий, помещений, отопление, водоснабжение, электроэнергию, содержание аппарата управления и другие подобные расходы признаются косвенными или накладными расходами, которые невозможно сразу отнести на определенный заказ или вид производимой продукции. При учете затрат важное значение приобретает система распределения накладных расходов за период между отдельными заказами или видами продукции.
Эффективное распределение  накладных расходов – один из главных источников снижения себестоимости продукции. Выбор того или иного метода распределения и базы распределения накладных расходов должен быть обоснован, а не принят для применения только из-за того, что он легок и прост в применении. Такого рода решения могут существенно повлиять на рост и развитие предприятия в целом. Рассмотрим основные методы и принципы распределения накладных расходов.
От выбора метода и распределения накладных расходов зависит, насколько правильно будет информировано руководство  предприятия о прибыльности того или иного продукта производства и, соответственно, будет иметь возможность принимать правильные управленческие решения. По завершении процесса распределения накладных расходов и формирования себестоимости определяется прибыльность производства (подразделений, тех или иных видов производимой продукции, направлений бизнеса, проектов  и т. д.).  В дальнейшем на основании этой информации руководство определяет стратегию развития предприятия. Какой бы метод распределения ни применялся на предприятии, он обязательно должен быть зафиксирован в учетной политике компании.
Затраты по способу отнесения на себестоимость подразделяются на  прямые и косвенные. Прямые затраты можно четко соотнести с конкретным видом продукции или услугой, или можно отнести на конкретное подразделение, то есть контроль и учет таких затрат не вызывает особых затруднений. При формировании себестоимости вопросы у бухгалтеров возникают в отношении правильного и эффективного распределения косвенных (накладных) затрат.
К накладным расходам относятся все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, кроме прямых затрат (например: прямой заработной платы,  прямых материальных затрат и др.). Примерами накладных затрат являются вспомогательные материалы и труд, расходы по амортизации зданий и оборудования, коммунальные услуги, страховые взносы, арендная плата и т. д. Характерной особенностью накладных расходов является то, что их невозможно прямо включить в себестоимость единицы продукции, поэтому очень важно, чтобы руководство предприятия и менеджеры  уделяли должное внимание их учету и выбору правильного подхода к их распределению.
Для распределения необходимо произвести следующие действия:
1) выбрать критерий для распределения косвенных расходов.
Для этого определяют связь между косвенными расходами и объемом готовой продукции, используя какой-либо из измерителей производственной деятельности. Выбранная база связывает накладные расходы и объем выпущенной продукции;
2) разделить прогнозируемую на предстоящий период величину накладных расходов на прогнозируемое количественное выражение критерия.
В результате этой операции получают нормативный коэффициент косвенных расходов. Он используется для расчета калькуляционной стоимости при планировании производственной себестоимости;
3) этот же показатель распределения косвенных расходов (или база распределения) используется бухгалтерами при расчете производственной себе­стоимости выпущенной продукции или выполненных заказов.
Коэффициент включения косвенных расходов рассчитывается по формуле:
Коэффициент включения косвенных расходов = Всего косвенных расходов на планируемый период × Выбранная база прямых затрат.
Для методологически верного распределения накладных расходов между заказами или видами производимой продукции необходимо верно определить базу для их распределения.
Наиболее приемлемой базой для распределения накладных расходов считается база, которая не только способствует калькулированию себестоимости продукта, но и является фактором, обусловливающим распределение накладных расходов.
Выбранный на этой основе фактор должен точно отражать функции накладных расходов. Конкретный причинный фактор по-разному влияет на отдельные виды накладных расходов, поэтому предприятие может выбрать различные базы для их распределения.
Ставки накладных расходов используются для отнесения накладных расходов на единицы выпускаемой продукции, то есть оказывают влияние на формирование себестоимости выпускаемой продукции.
При распределении накладных расходов на продукт предприятия могут применять различные базы. Однако какие бы базы ни были выбраны, ставки накладных расходов должны постоянно контролироваться во избежание неточности распределения.
Распределение затрат – процесс отнесения понесенных расходов на конкретную продукцию. Необходимость правильного и эффективного распределения накладных расходов можно обусловить несколькими причинами. Например:
­–          на практике одним из видов ценообразования является так называемый подход «затраты плюс», при применении которого сумма понесенных затрат на ту или иную продукцию принимается за основу при определении цены продажи: при определении цены к сумме затрат  прибавляется установленная надбавка. Так как чаще всего косвенные затраты составляют существенную часть всех затрат, то неправильное их распределение на единицу продукции приведет к ошибкам в ценообразовании. В результате может сложиться ситуация, когда предприятие установит цену продажи ниже реальной себестоимости продукции, что впоследствии может привести к убыточности предприятия, и даже к банкротству;
­–          с точки зрения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, согласно МСФО (IAS) 2, себе­стоимость запасов должна">

...

Для получения полного доступа к сайту, Авторизуйтесь или купите полный доступ, либо пройдите бесплатную регистрацию!


вернуться назад