Рубрика статей

Предложения по совершенствованию налогового администрирования
08.02.2012

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

Предложения по  совершенствованию налогового администрирования

 
В настоящее время в Республике Казахстан имеются существенные проблемы в части налогового администрирования, выраженные в неудовлетворенности налогоплательщиков качеством оказания налоговых услуг и низкой информированности по вопросам налогового законодательства и исполнения налоговых обязательств.
В связи с этим   Ассоциация налогоплательщиков Казахстана (далее - АНК) в конце прошлого года провела обсуждение предложений налогоплательщиков по вопросам налогового администрирования в рамках Таможенного союза, в том числе возврата налога на добавленную стоимость.
В обсуждении приняли участие: Жаннат Ертлесова,  председатель Правления АНК;  Ардак Тенгебаев, заместитель председателя Налогового комитета Министерства финансов,  и другие специалисты налоговой службы, члены АНК.
 
В целом основные налоговые проблемы можно систематизировать в следующем порядке:
1. Современная налоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это неизбежно ведет к излишним административным издержкам и порождает изощренные способы уклонения от налогов.
2. Налогообложение подоходным налогом физических лиц характеризуется несправедливым распределением налогового бремени: нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем обложения. Это вызывает протесты со стороны налогоплательщиков.
3. Высокие ставки налогов отрицательно влияют на процесс принятия экономических решений. Налогоплательщики, подпадающие в эту группу обложения, теряют стимулы к работе, проявляют интерес к так называемой «подпольной» экономике и сталкиваются с трудностями в накоплении сбережений.
4. Налогообложение заставляет компании инвестировать средства и перестраивать баланс не по экономическим, а по налоговым причинам. А это отрицательно сказывается на качестве капиталовложений и распределения ограниченных ресурсов.
Выслушав и проанализировав различные взгляды  налогоплательщиков, можно сказать,  что какой-либо общей основы у критиков нет. Например, одних не устраивают ставки налогов, другие,  напротив,  утверждают, что в условиях рынка государство устанавливает низкие ставки налогов... Но при этом мы все дружно возмущаемся и обвиняем правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных организаций, пенсий и т.д. Тут все становится ясным. Оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных доходов. 
Острые высказывания были по следующим вопросам:
-  излишне фискальный характер налоговой системы;
-  отсутствие должного стимулирования отечественных производителей;
- высокое налогообложение физических лиц при небольшой, по сравнению с западными странами, оплате труда;
-  частые изменения ставок отдельных налогов и др.
Этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные предложения сводились к тому, что налоговую систему необходимо пересматривать.
Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих высказываниях и предложениях предпринимателей, безусловно, есть  рациональное зерно.
Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании, но не на базе случайных, эмоциональных, и даже дилетантских идей, а на использовании высокоэффективной стратегически продуманной юридической системы. Ведь нельзя забывать, что налоговая система Казахстана существует всего несколько лет и развивалась в условиях экономического кризиса. В тяжелейших ситуациях она обеспечивала функционирование всего хозяйственного аппарата нашей страны, позволяла, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности.
 
Общие предложения, внесенные членами АНК:   
1)      проблема определения налогового администрирования должна решаться через установление пределов властных полномочий налоговых органов и их должностных лиц;
2)      властные полномочия налоговых органов и их должностных лиц должны ограничиваться, с одной стороны, существованием конституционных прав налогоплательщика, с другой стороны, интересами самого государства;
3)      Налоговый кодекс необходимо строить на принципах справедливости, уд">

...

Для получения полного доступа к сайту, Авторизуйтесь или купите полный доступ, либо пройдите бесплатную регистрацию!


вернуться назад