Налогообложение подакцизных товаров с учетом вносимых изменений на 2016 год

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

Налогообложение подакцизных товаров с учетом вносимых изменений на 2016 год

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АКЦИЗА: СУБЪЕКТЫ, СТАВКИ, ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ, НАЛОГОВАЯ БАЗА

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ, ПРОИЗВОДИМЫХ И РЕАЛИЗУЕМЫХ В РК

ЭКСПОРТ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПОДАКЦИЗНЫМИ ТОВАРАМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА НЕФТЕПРОДУКТОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА БИОТОПЛИВА

 

Акциз (фр. accise, от лат. Accido – обрезаю) – это разновидность косвенных налогов на товары, которые взимаются при производстве и реализации товаров в розничной и оптовой торговле, но в отличие от НДС ограничены определенными видами и группами.
Акциз устанавливается преимущественно на иррациональные товары массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, также на доставляемые из других стран.

Акциз включается в цену товаров и тем самым фактически уплачивается потребителем.

Как правило, акцизами облагаются предметы роскоши или высокодоходные сферы и виды деятельности. По мере роста материальной обеспеченности широких слоев граждан косвенные налоги перестали быть «налогами на бедняков», расширилась сфера их социально оправданного применения. По мере расширения круга товаров массового потребления исчезла необходимость усиленного обложения узкого перечня товаров, которым когда-то исчерпывалось повседневное потребление широких масс.

Акцизы возникают в том случае, если цена равновесия на какой-либо товар (например, на водку, табак) устойчиво и значительно отклоняется от издержек производства. Государство с помощью акцизов взимает ту часть стоимости, которая не отражает фактическую эффективность товаров и его потребительские свойства, а является лишь следствием особых условий производства и реализации. Если бы государство не изымало акциз, то производители подакцизных товаров имели бы незаслуженно высокую прибыль.

Акцизы могут устанавливаться на товары, потребление которых общество не считает полезным – спиртные напитки, табачные изделия, либо на стратегические товары – бензин, дизтопливо.

Таким образом, акцизы являются инструментом регулирования потребления. С их помощью государство пытается, с одной стороны, сдерживать потребление иррациональных товаров (табак, вино-водочные изделия и т. д.), способных нанести ущерб здоровью человека, обществу и окружающей среде, а с другой, изыскать средства для финансирования возможных последствий от потребления таких товаров.

Это обеспечивает налогу поддержку широких слоев населения, которым представляется справедливым, что потребители, предающиеся порокам пьянства, курения, загрязняющие окружающую среду своими автомобилями, должны хотя бы заплатить за это государству, причем, чем больше бутылок вина, пачек сигарет или литров бензина будет куплено, тем больше денег получит государство.

Как и все косвенные налоги, акцизы выполняют четко выраженную фискальную функцию, то есть достаточно хорошо пополняют бюджет.

Налогообложение оборота подакцизных товаров по производству, импорту, экспорту регламентировано статьями 277299 Налогового кодекса. Вопросы администрирования предусмотрены статьей 653 Налогового кодекса.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АКЦИЗА: СУБЪЕКТЫ, СТАВКИ, ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ, НАЛОГОВАЯ БАЗА

Субъекты

Плательщиками акцизов согласно статьей 278 Налогового кодекса являются:

Физические и юридические лица – резиденты РК и нерезиденты и их структурные подразделения

производят подакцизные товары на территории РК

импортируют подакцизные товары на территорию РК

осуществляют оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива на территории РК

осуществляют реализацию конфискованных, бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству на территории РК подакцизных товаров, если по указанным товарам акциз на территории РК ранее не был уплачен в соответствии с законодательством РК

осуществляют реализацию имущественной массы подакцизных товаров, если по указанным товарам акциз на территории РК ранее не был уплачен в соответствии с законодательством РК

осуществляют сборку (комплектацию) подакцизных товаров (автомобилей, моторных транспортных средств и т.д.)

импортируют подакцизные товары с территории государств – членов ТС в целях предпринимательской деятельности. Критерии отнесения подакцизных товаров к импортируемым в целях предпринимательской деятельности устанавливаются уполномоченным органом. Критерии отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ТС, к товарам для личного пользования, утверждены приказом министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 250

Плательщиками акцизов не являются уполномоченные государственные органы, осуществляющие реализацию конфискованных, бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства на территории РК следующих подакцизных товаров:

– бензина (за исключением авиационного), дизельного топлива;

– моторных транспортных средств, предназначенные для перевозки 10 и более человек с объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров, за исключением микроавтобусов, автобусов и троллейбусов;

– автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, с объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);

– моторных транспортных средств на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отделенной от грузового отсека жесткой стационарной перегородкой;

– сырой нефти, газового конденсата.

Перечень подакцизных товаров

Подакцизными товарами на основании статьи 279 Налогового кодекса являются:

– все виды спирта;

– алкогольная продукция;

– табачные изделия;

– изделия с нагреваемым табаком, жидкость для использования в электронных сигаретах (с 1 января 2016 года);

– бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;

– моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек с объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров, за исключением микроавтобусов, автобусов и троллейбусов;

– автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей с объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);

– моторные транспортные средства на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отделенной от грузового отсека жесткой стационарной перегородкой, с объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);

– сырая нефть, газовый конденсат;

– спиртосодержащая продукция медицинского назначения, зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства.

Так, с 1 января 2016 года перечень подакцизных товаров, приведенный в статье 279 Налогового кодекса, дополнен изделиями с нагреваемым табаком, жидкостью для использования в электронных сигаретах. К этим товарам, согласно пункту 4 статьи 280 Налогового кодекса, применяется нулевая ставка акциза.

Отметим, запрет по применению специального налогового режима (далее – СНР) для субъектов малого бизнеса на основе патента либо упрощенной декларации предусмотрен статьей 428 Налогового кодекса на виды деятельности:

– производство подакцизных товаров;

– хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

– реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута.

Необходимо обратить внимание, что такой запрет не распространяется на розничную реализацию подакцизных товаров в виде алкогольной или табачной продукции, включая изделия с нагреваемым табаком, жидкостью для использования в электронных сигаретах.

Перечень подакцизных товаров в виде алкогольной продукции дополнен с 1 января 2016 года пивным напитком.

Пивным напитком согласно статье 5 Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 16 июля 1999 года № 429-I (далее – Закон о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции) является пивоваренная продукция с объемной долей этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более чем 7 %, которая произведена из пива (не менее 40 % объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 % массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, вкусоароматических веществ и ароматизаторов, без добавления этилового спирта.

Отметим, что пиво – это ячменный солод, хмель и вода, сваренные по определенной технологии. В случае если напиток стандарту не отвечает, называться пивом он не может.

Если же производитель включает в состав какие-либо иные ингредиенты, то готовый продукт будет считаться пивным напитком. Такими компонентами могут быть крахмал, ароматизаторы, замутнитель, вкусовые добавки. То есть, если в напитке чего-то недостает, или что-то лишнее, или изменена технология, то формально такой продукт должен называться пивным напитком.

Необходимо отметить, что уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности с 1 января 2014 года определяет дополнительный перечень импортируемых товаров, которые будут подлежать обложению акцизами по стране происхождения, в порядке, установленном Правительством РК.

Ставки акцизов на товары, указанные в дополнительном перечне импортируемых товаров, устанавливаются Правительством РК на основании предложений уполномоченного органа в области регулирования торговой деятельности.

Во исполнение данных требований постановлением Правительства РК от 19 мая 2014 года № 507 утверждены Правила определения дополнительного перечня импортируемых товаров, подлежащих обложению акцизами по стране происхождения (далее – Правила определения по стране происхождения).

Правилами определения по стране происхождения предусмотрено, что на основе данных таможенной статистики внешней торговли ежеквартально уполномоченным органом проводится анализ состояния и динамики импорта товаров в разрезе стран, на основании которого выявляется увеличение объемов импорта товаров, а также темпы их роста.

На основе результатов такого анализа уполномоченным органом составляется перечень наиболее импортируемых товаров в разрезе стран, доля импорта которых превышает 30 % от общего объема импорта этого товара в РК из третьих стран.

По итогам согласования с заинтересованными государственными органами Республики Казахстан уполномоченным органом формируется дополнительный перечень импортируемых подакцизных товаров, с учетом решения Межведомственной комиссии РК по вопросам торговой политики и участия в международных экономических организациях.

Так, в середине 2014 года определен дополнительный перечень импортируемых товаров.

В данный перечень импортируемых товаров, подлежащих обложению акцизами по стране происхождения, утвержденного приказом министра экономики и бюджетного планирования РК от 25 июля 2014 года № 208 включены следующие товары:

Импортируемые товары из Республики Узбекистан

Код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

Наименование товара

8703 21 1099

Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением, с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1 000 кубических сантиметров

8703 22 1099

Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1 000 кубических сантиметров, но не более 1 500 кубических сантиметров

Кроме того, в целях законодательного урегулирования порядка налогообложения нефтеперерабатывающих заводов, предусмотрен порядок обложения акцизами бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, произведенных из давальческого сырья.

Статьей 18 Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 20 июля 2011 года № 463-IV (далее – Закон о производстве и обороте нефтепрдуктов) определено, что поставщик нефти возмещает производителю сумму расходов по исполнению производителем налогового обязательства по уплате акциза, исчисленного в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, по продуктам переработки из давальческого сырья, если такое возмещение предусмотрено условиями договора, заключенного между поставщиком и производителем.

Соответственно, подпунктом 9 пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса предусмотрено, что не рассматриваются в качестве дохода для лица, который произвел подакцизный товар из давальческого сырья, сумма возмещения, подлежащая получению (полученная) в счет исполнения таким лицом налогового обязательства по уплате акциза по подакцизным товарам, являющимся продуктом переработки давальческого сырья.

При этом ставки акцизов по подакцизным товарам, являющимся продуктом переработки давальческого сырья утверждены Постановлением Правительства РК от 13 марта 2015 года № 133 (далее – Постановление № 133).

Статьей 283 Налогового кодекса установлена налоговая база, которая определяется как объем (количество) переданных подакцизных товаров в натуральном выражении.

В свою очередь, согласно пункту 7 статьи 238 Налогового кодекса в размер облагаемого оборота производителя бензина (за исключением авиационного), дизельного топлива, оказывающего услуги по переработке давальческого сырья, не включается сумма акциза, подлежащая уплате (уплаченная) в соответствии с положениями Налогового кодекса при передаче таких товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья.

Ставки акцизов

В целях дестимулирования населения к потреблению социально-вредных товаров законодательно повышаются ежегодно ставки крепких алкогольных напитков.

С 1 января 2015 года до 1 января 2016 года действовали ставки акцизов на алкогольную продукцию, установленные подпунктом статьи 8 Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 5 декабря 2013 года № 152-V (далее – Закон № 152-V). Также данным Законом были установлены определенные ставки, в том числе на 2016 год.

Однако Закон № 152-V внесены поправки Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 3 декабря 2015 года № 432-V (далее – Закон № 432-V), касающиеся пункта 4 статьи 280 Налогового кодекса и предусматривающие следующие ставки акцизов на алкогольную продукцию с 1 января 2016 года:

Код ТН ВЭД ЕАЭС

Виды подакцизных товаров

Ставки акцизов (в тенге за единицу измерения)

Ставки акцизов в тенге
за ед. измерения

1

2207

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 объемных % или более (кроме спирта этилового неденатурированного, реализуемого или используемого для производства алкогольной продукции, лечебных и фармацевтических препаратов, отпускаемого государственным медицинским учреждениям в пределах установленных квот), этиловый спирт и прочие спирты денатурированные, любой концентрации (кроме спирта этилового (этанола) денатурированного топливного (не бесцветного, окрашенного) для потребления на внутреннем рынке)

600 тг/л

2

2207

Спирт этиловый (этанол) денатурированный топливный (не бесцветный, окрашенный для потребления на внутреннем рынке)

1,0 тг/л

3

2208

Спирт этиловый неденатурированный, спиртовые настойки и прочие спиртные напитки с концентрацией спирта менее 80 объемных % (кроме спирта этилового неденатурированного, реализуемого или используемого для производства алкогольной продукции, лечебных и фармацевтических препаратов, отпускаемого государственным медицинским учреждениям в пределах установленных квот)

750 тг/л

100 % спирта

4

2207

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 объемных % или более, реализуемый или используемый для производства алкогольной продукции

60 тг/л

5

2208

Спирт этиловый неденатурированный, спиртовые настойки и прочие спиртные напитки с концентрацией спирта менее 80 объемных %, реализуемые или используемые для производства алкогольной продукции

75 тг/л

100 % спирта

5-1

3003, 3004

Спиртосодержащая продукция медицинского назначения, зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства

500 тг/л

100% спирта

6

2208

Алкогольная продукция (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала, пива и пивного напитка)

1 380 тг/л

100 % спирта

7

2208

Коньяк, бренди

250 тг/л

100 % спирта

8

2204, 2205,

2206 00

Вина

35 тг/лг

9

2204, 2205,

2206 00

Виноматериал (кроме реализуемого или используемого для производства этилового спирта и алкогольной продукции)

170 тг/л

10

2204, 2205,

2206 00

Виноматериал, реализуемый или используемый для производства этилового спирта и алкогольной продукции

0 тг/л

11

2203 00

Пиво и пивной напиток

26 тг/л

12

2202 90, 100 1

Пиво и пивной напиток с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 %

0 тг/л

Ставки на табачную продукцию

13

2402

Сигареты с фильтром

5 000 тг/1 000 шт.

14

2402

Сигареты без фильтра, папиросы

5 000 тг/1 000 шт.

15

2402

Сигариллы

6 225 тг/1 000 шт.

16

2402

Сигары

750 тг/шт.

17

2403

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный и прочий, упакованный в потребительскую тару и предназначенный для конечного потребления, за исключением фармацевтической продукции, содержащей никотин

7 345 тг/кг

Ставки на другие подакцизные товары

18

2709 00

Сырая нефть, газовый конденсат

0 тг/т

19

8702

моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек с объемом двигателя более 3 000 куб. см, за исключением микроавтобусов, автобусов и троллейбусов

100 тг/куб. см

8703

автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей с объемом двигателя более 3 000 куб. см (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов)

8704

моторные транспортные средства на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отделенной от грузового отсека жесткой стационарной перегородкой, с объемом двигателя более 3 000 куб. см (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов)

20

2403

Изделия с нагреваемым табаком (нагреваемая табачная палочка, нагреваемая капсула с табаком и пр.)

0 тенге/1 кг

21

3824

Жидкость в картриджах, резервуарах и других контейнерах для использования в электронных сигаретах

0 тг/мл жидкости

Ставки акцизов по подакцизным товарам, являющимся продуктом переработки давальческого сырья, утверждены Постановлением Правительства РК от 13 марта 2015 года № 133 (далее – Постановление № 133).

№ п/п

 

Ставки акцизов на 1 тонну (тенге)

Бензин

(за исключением авиационного) (код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 411 0–2710 12590 0)

Дизельное топливо (код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19310 0–2710 19 480 0)

1

Оптовая реализация производителями бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива собственного производства

10 500

540

2

Оптовая реализация физическими и юридическими лицами бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива

0

0

3

Розничная реализация производителями бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, использование на собственные производственные нужды

11 000

600

4

Розничная реализация физическими и юридическими лицами бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, использование на собственные производственные нужды

500

60

5

Импорт

4 500

540

6

Передача подакцизных товаров, указанных в подпункте 5) статьи 279 Налогового кодекса, являющихся продуктом переработки давальческого сырья

10 500

540

Номенклатура товара определяется кодом Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и (или) наименованием товара.

Перевод литров в тонны бензина и дизтоплива

Единицей измерения объема при реализации бензина (за исключением авиационного) и дизтоплива в розничной торговле является литр. Налоговая база и ставки предусмотрены для уплаты акцизов в тоннах.

В связи с чем порядок перевода литров в тонны установлены постановлением № 133.

При реализации бензина (за исключением авиационного) перевод литров в тонны осуществляется по следующей формуле:

где:

М – объем реализованного бензина (за исключением авиационного), в тоннах;

V – объем реализованного бензина (за исключением авиационного), в литрах;

0,730 – показатель плотности для всех видов бензина (за исключением авиационного), кг/литр.

При реализации дизельного топлива перевод литров в тонны осуществляется по следующей формуле:

где:

М – объем реализованного дизельного топлива, в тоннах;

V – объем реализованного дизельного топлива, в литрах;

0,769 – показатель плотности для дизельного топлива, кг/литр.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ, ПРОИЗВОДИМЫХ И РЕАЛИЗУЕМЫХ В РК

Объектом обложения акцизом являются:

1) операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными и (или) добытыми, и (или) розлитыми им подакцизными товарами:

– реализация подакцизных товаров;

– передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

– передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;

– взнос в уставный капитал;

– использование подакцизных товаров при натуральной оплате, кроме случаев передачи подакцизных товаров в натуральной форме в счет уплаты налога на добычу полезных ископаемых, рентного налога на экспорт;

– отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая производителем своим структурным подразделениям;

– использование производителем произведенных и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд и для собственного производства подакцизных товаров;

– перемещение подакцизных товаров, осуществляемое производителем с указанного в лицензии адреса производства;

2) оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

3) розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

4) реализация имущественной массы, конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства подакцизных товаров;

5) порча, утрата подакцизных товаров;

6) импорт подакцизных товаров на территорию РК.

Порча, утрата акцизных марок, учетно-контрольных марок (далее – УКМ) рассматривается как реализация подакцизных товаров.

Исчисление акциза по испорченным или утерянным УКМ производится исходя из установленных ставок, применяемых к объему емкости (тары), указанному на марке.

Не подлежат обложению акцизом:

1) экспорт подакцизных товаров при наличии подтверждающих документов;

2) спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, отпускаемый:

– для производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности;

– государственным организациям здравоохранения, уведомившим о начале своей деятельности в установленном порядке;

3) алкогольная продукция (за исключением виноматериала и пива), табачные изделия, подлежащие перемаркировке учетно-контрольными или акцизными марками нового образца, если по указанным товарам акциз был ранее уплачен;

4) спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), зарегистрированная в качестве лекарственного средства.

Правил хранения и реализации (отгрузки, приемки) этилового спирта утверждены приказом министра финансов РК от 20 февраля 2015 года № 109.

При этом хранение и реализация этилового спирта осуществляются при наличии лицензии на производство этилового спирта со складских помещений производителя этилового спирта. Лицензия на производство алкогольной продукции (кроме пива) допускает производителю хранение этилового спирта, предназначенного для производства алкогольной продукции в складских помещениях в месте нахождения производства алкогольной продукции, указанного в лицензии.

Реализация этилового спирта допускается:

1) организациям по производству лекарственных средств, изделий медицинского назначения и государственным организациям здравоохранения при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности, в пределах выделенных квот на 2016 год, утвержденных приказом Председателя Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности от 5 января 2016 года № 1;

2) производителям алкогольной продукции, на выработку которой используется этиловый спирт;

3) организациям, использующим этиловый спирт в технических целях, для лабораторных нужд или при производстве неалкогольной продукции.

При порче, утрате произведенных подакцизных товаров, произведенных на территории РК и импортируемых на территорию РК с территории государств – членов ТС подакцизных товаров акциз уплачивается в полном размере, за исключением случаев, возникших в результате чрезвычайных ситуаций.

Данное положение применяется также в случае порчи, утраты бензина (за исключением авиационного), дизельного топлива, приобретенных для дальнейшей реализации.

Под порчей подакцизного товара понимается ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара, в том числе на всех технологических стадиях его производства.

Под утратой подакцизного товара понимается событие, в результате которого произошли уничтожение или потеря товара, в том числе на всех технологических стадиях его производства.

Не являются утратой потеря подакцизных товаров, понесенная налогоплательщиком в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством Республики Казахстан, а также потери в пределах норм, регламентируемых производителем нормативной и технической документацией.

Порча, утрата акцизных марок, УКМ рассматривается как реализация подакцизных товаров. При этом акциз подлежит уплате в размере заявленного ассортимента, путем применения ставок к объему емкости (тары), указанному на марке.

Дата совершения операции

Во всех случаях датой совершения операции согласно статье 282 Налогового кодекса является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров получателю.

В случае реализации производителем произведенных им подакцизных товаров через сеть своих структурных подразделений датой совершения операции является день отгрузки товаров структурным подразделениям.

При передаче подакцизных товаров, являющихся давальческим сырьем, датой совершения операции является день передачи указанных товаров подрядчику (переработчику).

При изготовлении подакцизных товаров из давальческого сырья датой совершения операции является день передачи изготовленных подакцизных товаров заказчику, указанный в документе, оформленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Срок переработки давальческого сырья, являющегося подакцизным, вывезенного с территории РК на территорию государства – члена ТС, а также ввезенного на территорию РК с территории государств – членов ТС, определяется согласно условиям договора (контракта) на переработку давальческого сырья и не может превышать два года с даты принятия на учет и (или) отгрузки давальческого сырья.

В случае превышения установленного срока переработки давальческого сырья объектом обложения акцизом является предполагаемый объем продукта переработки в соответствии с условиями договора (контракта), по ставкам, утвержденным Правительством Республики Казахстан.

В случае осуществления ввоза (вывоза) давальческого сырья на переработку налогоплательщиком РК представляется обязательство о вывозе (ввозе) продуктов переработки, а также его исполнение в порядке, по форме и в сроки, которые утверждены уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом по государственному планированию.

При использовании подакцизных товаров для собственных производственных нужд и собственного производства подакцизных товаров датой совершения операции является день передачи указанных товаров для такого использования.

При перемещении подакцизных товаров, осуществляемом производителем с адреса производства, датой совершения операции является день перемещения подакцизных товаров с указанного в лицензии адреса производства.

В случае порчи подакцизной продукции, акцизных марок, УКМ датой совершения операции является день составления акта о списании испорченной подакцизной продукции (акцизных марок, УКМ) или день принятия решения об их дальнейшем использовании в производственном процессе.

В случае утраты подакцизных товаров, акцизных марок, УКМ датой совершения операции является день, когда произошла утрата подакцизных товаров, акцизных марок, УКМ.

При импорте подакцизных товаров на территорию РК с территории другого государства – члена ТС датой совершения операции является дата принятия налогоплательщиком на учет импортированных подакцизных товаров.

При этом датой принятия на учет импортированных подакцизных товаров является дата оприходования таких товаров в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

ЭКСПОРТ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ

Статьей 288 Налогового кодекса регламентировано подтверждение экспорта подакцизных товаров.

Пунктом 1 пункта 3 статьи 281 Налогового кодекса установлено, что освобождаются от обложения акцизом экспорт подакцизных товаров, если он отвечает требованиям, установленные статьей 288 Налогового кодекса.

При этом при реализации на экспорт подакцизных товаров для подтверждения обоснованности освобождения от налогообложения акцизами налогоплательщик в течение 60 дней с даты совершения операции в обязательном порядке представляет в налоговый орган по месту нахождения следующие документы:

1) договор (контракт) на поставку экспортируемых подакцизных товаров;

2) декларацию на товары или ее копию, заверенную таможенным органом, с отметкой таможенного органа, осуществившего выпуск подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта. В случае вывоза подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта по системе магистральных трубопроводов либо с применением процедуры неполного периодического декларирования подтверждением экспорта служит полная декларация на товары с отметкой таможенного органа, производившего таможенное декларирование;

3) копии товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе ТС. В случае вывоза подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта по системе магистральных трубопроводов вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;

4) платежные документы и выписку банка, которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров на банковские счета налогоплательщика в РК, открытые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

При экспорте подакцизных товаров в государства-участники Содружества Независимых Государств (за исключением государств – членов ТС), с которыми Республикой Казахстан заключены международные договоры, предусматривающие освобождение от акциза экспорта подакцизных товаров, дополнительно представляется копия декларации на товары, оформленной в стране импорта подакцизных товаров, вывезенных с таможенной территории РК в таможенной процедуре экспорта.  .

При экспорте подакцизных товаров на территорию государства – члена ТС для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов при передаче подакцизных товаров, являющихся давальческим сырьем налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту нахождения одновременно с декларацией по акцизу документы, предусмотренные в рамках ТС статьей 276-11 Налогового Кодекса: 

1) договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

2) договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт продуктов переработки;

3) документы, подтверждающие факт выполнения работ по переработке давальческого сырья;

4) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих вывоз давальческого сырья с территории РК на территорию другого государства-члена ТС.

В случае вывоза давальческого сырья по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;

5) копии товаросопроводительных документов, подтверждающие вывоз продуктов переработки с территории государства – члена ТС.

При этом налогоплательщик вправе представить в рамках ТС указанные документы, за исключением декларации по акцизу, в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты совершения операции.

Декларация на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров, также является документом, подтверждающим экспорт подакцизных товаров.

При наличии декларации на товары в виде электронного документа, представление декларации на товары или ее копии, заверенные таможенным органом, с отметкой таможенного органа, осуществившего выпуск подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта, не требуется.

В случае неподтверждения реализации подакцизных товаров на экспорт такая реализация подлежит обложению акцизом в порядке, установленном Налоговым кодексом для реализации подакцизных товаров на территории РК.

В случае подтверждения реализации подакцизных товаров на экспорт по истечении 180 календарных дней, уплаченные суммы акцизов подлежат зачету и возврату в соответствии со статьями 599 и 602 Налогового кодекса.

При этом уплаченные суммы пеней, начисленные в связи с неподтверждением реализации подакцизных товаров на экспорт на территорию государства – члена ТС, возврату не подлежат.

Налоговая база по подакцизным товарам

Согласно статье 283 Налогового кодекса, по подакцизным товарам налоговая база определяется как объем (количество) произведенных, реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

По импортируемым на территорию РК подакцизным товарам налоговая база определяется как объем количества импортируемых подакцизных товаров в натуральном выражении.

По подакцизным товарам, как бензин и дизтопливо, являющимся продуктом переработки давальческого сырья, налоговая база определяется как объем (количество) переданных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Корректировка налоговой базы

Налоговая база согласно статье 290 Налогового кодекса корректируется в том налоговом периоде, в котором произведен возврат подакцизного товара.

Корректировка размера налоговой базы производится на основании дополнительного счета-фактуры, в котором отдельной строкой выделена сумма акциза, подлежащая корректировке, а также двусторонних актов, подтверждающих основание для возврата подакцизного товара, и других документов, подтверждающих наступление указанных в договоре (контракте) случаев возврата.

Дополнительный счет-фактура при возврате подакцизного товара выписывается в соответствии со статьей 265 Налогового кодекса.

Корректировка размера налоговой базы при импорте подакцизных товаров из государств – членов ТС производится в соответствии с пунктами 1–3 статьи 276-23 Налогового кодекса при частичном и (или) полном возврате подакцизных товаров по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации.

Налоговая база по табачным изделиям корректируется производителем подакцизного товара на объем подакцизного товара, реализованного на экспорт, в случае, если по такому подакцизному товару ранее уплачен акциз в связи с его перемещением, осуществленным производителем с указанного в лицензии адреса производства.

Корректировка налоговой базы производится в том налоговом периоде, в котором такой подакцизный товар реализован на экспорт.

При этом налоговая база с учетом такой корректировки может иметь отрицательное значение.

Исчисление суммы акциза в соответствии со статьей 289 Налогового кодекса производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе.

Вычет суммы акциза

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза на установленные статьей 291 Налогового кодекса вычеты.

На вычет относятся суммы акциза, уплаченные в РК, по подакцизным товарам, использованным в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров при наличии необходимых подтверждающих документов.

Вычету подлежат суммы акциза, уплаченные:

1) при приобретении или при импорте подакцизных товаров;

2) за подакцизное сырье собственного производства;

3) при передаче подакцизных товаров, изготовленных из давальческого подакцизного сырья.

Не подлежат вычету суммы акциза на все виды спирта, сырую нефть, газовый конденсат.

Вычет производится на сумму акциза, исчисленную исходя из объема подакцизного сырья, фактически использованного на изготовление подакцизных товаров в налоговом периоде.

Вычет суммы акциза, уплаченного при приобретении подакцизного сырья на территории РК, осуществляется при наличии следующих документов:

1) договора купли-продажи подакцизного сырья;

2) платежных документов или квитанции к приходно-кассовому ордеру с приложением чеков контрольно-кассовой машины, подтверждающих оплату подакцизного сырья;

3) товаротранспортных накладных поставки подакцизного сырья;

4) счета-фактуры с выделенной отдельной строкой суммой акциза;

5) купажных листов (при производстве алкогольной продукции);

6) акта списания подакцизного сырья в производство.

Вычет суммы акциза, уплаченного за подакцизное сырье собственного производства, осуществляется при наличии следующих документов:

1) платежных документов или иных документов, подтверждающих уплату акциза в бюджет;

2) купажных листов (при производстве алкогольной продукции);

3) акта списания подакцизного сырья в производство.

Вычет суммы акциза, уплаченного в РК, при импорте подакцизного сырья на территорию РК, осуществляется при наличии следующих документов:

1) договора купли-продажи подакцизного сырья;

2) платежных документов или иных документов, подтверждающих уплату акциза в бюджет при таможенном декларировании;

3) декларации на товары на импортируемое подакцизное сырье при импорте подакцизного сырья на территорию РК с территории государств, не являющихся членами ТС, или заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при импорте на территорию РК с территории государств – членов ТС;

4) купажных листов (при производстве алкогольной продукции);

5) акта списания подакцизного сырья в производство.

Вычету также подлежит сумма акциза, уплаченного при передаче подакцизных товаров, изготовленных на территории РК из давальческого подакцизного сырья, при наличии следующих документов:

1) договора о переработке давальческого сырья между собственником давальческого подакцизного сырья и переработчиком;

2) платежных документов или иных документов, подтверждающих уплату акциза в бюджет собственником давальческого подакцизного сырья;

3) накладной на отпуск или акта приема-передачи подакцизного сырья.

В случае превышения суммы акциза, уплаченного производителями подакцизных товаров при приобретении на территории РК или импорте подакцизного сырья, над суммой акциза, исчисленной для изготовленных из этого сырья подакцизных товаров, сумма такого превышения вычету не подлежит.

Критерии отнесения к оптовой и розничной реализации нефтепродуктов

Критерии отнесения к оптовой и розничной реализации бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, осуществляемой на территории РК, регламентированы статьей 287 Налогового кодекса.

Реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива относится к сфере оптовой реализации, если по договору купли-продажи (мены) покупатель обязуется принять указанные подакцизные товары и использовать их для дальнейшей реализации при условии, что поставщиками по данному договору купли-продажи (мены) являются:

1) производитель бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

2) налогоплательщик, состоящий на регистрационном учете по отдельным видам деятельности в соответствии со статьей 574 Налогового кодекса и осуществивший ввоз (в том числе импорт) на территорию РК собственных бензина (за исключением авиационного) и (или) дизельного топлива с целью их дальнейшей реализации.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 574 Налогового кодекса, постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, подлежат налогоплательщики, осуществляющие оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива.

Отметим, что налогоплательщик, занимающийся только реализацией талонов на бензин и дизельное топливо, не является плательщиком акцизов и не подлежит постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.

К сфере оптовой реализации относится также отгрузка бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива структурным подразделениям для дальнейшей реализации.

В случае прекращения права владения и (или) пользования резервуаром или базой нефтепродуктов оптовый поставщик нефтепродуктов подает уведомление о прекращении осуществления деятельности, связанной с оптовыми поставками нефтепродуктов.

Уполномоченный орган ведет реестр оптовых поставщиков нефтепродуктов и вносит в него изменения и дополнения.

Эти требования не распространяются на:

1) производителей нефтепродуктов;

2) оптовых поставщиков нефтепродуктов, реализующих нефтепродукты, произведенные в результате переработки самостоятельно добытых и (или) импортированных сырой нефти и (или) газового конденсата.

К сфере розничной реализации бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива относятся следующие операции, осуществляемые поставщиками, указанными в пункте 1 статьи 287 Налогового кодекса:

1) реализация, а также передача производителем нефтепродуктов, изготовленных из давальческого сырья и материалов, бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива лицам для их производственных нужд;

2) реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива физическим лицам;

3) использование на собственные производственные нужды произведенного или приобретенного для дальнейшей реализации бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива.

В случае реализация бензина, дизтоплива покупателям, не состоящим на регистрационном учете по отдельным видам деятельности в соответствии со статьей 574 Налогового кодекса, является розничной.

Согласно статье 22 Закона о производстве и обороте отдельных видов нефтепродуктов розничная реализация нефтепродуктов допускается через автозаправочные станции и (или) резервуары физическими и юридическими лицами, которыми они владеют на праве собственности или иных законных основаниях.

Розничная реализация нефтепродуктов с автозаправочных станций контейнерного типа допускается в населенных пунктах с численностью населения до десяти тысяч человек.

Розничная реализация нефтепродуктов с автозаправочных станций передвижного типа допускается на землях сельскохозяйственного назначения в местах сосредоточения сельскохозяйственной техники на полевых работах.

Запрещается использование для хранения и розничной реализации нефтепродуктов автозаправочных станций одновременно двумя и более розничными реализаторами нефтепродуктов.

Особенности налогообложения всех видов спирта и виноматериала в случае установления разных ставок

В случае установления в соответствии с пунктом 3 статьи 280 Налогового кодекса разных ставок акциза на все виды спирта и виноматериал налоговая база определяется отдельно по операциям, облагаемым по одним и тем же ставкам.

При использовании спирта и виноматериала, приобретенных производителями алкогольной продукции с акцизом по ставке ниже базовой не для производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции, сумма акциза по данному спирту и виноматериалу подлежит пересчету и уплате в бюджет по базовой ставке акциза, установленной для всех видов спирта и виноматериала, реализуемых лицам, не являющимся производителями алкогольной продукции. Пересчет и уплата акциза производятся получателем спирта или виноматериала.

Данные положения применяются также в случае нецелевого использования спирта, приобретенного для производства лечебных и фармацевтических препаратов и оказания медицинских услуг. Плательщиками акциза по такому спирту являются производители лечебных и фармацевтических препаратов и государственные медицинские учреждения, получившие спирт без акциза.

Особенности исчисления акцизов при импорте товаров

Сроки уплаты акциза на импортируемые подакцизные товары регламентированы статьей 298 Налогового кодекса.

Акцизы на импортируемые подакцизные товары уплачиваются до или в день регистрации таможенной декларации. При применении процедуры предварительного или периодического декларирования акцизы уплачиваются до или в день регистрации периодической таможенной декларации.

Акцизы по подакцизным товарам (за исключением маркируемых подакцизных товаров), импортированным с территории государств – членов ТС, уплачиваются не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных подакцизных товаров.

Акциз на импортируемые подакцизные товары, подлежащие маркировке, уплачивается до получения акцизных марок, УКМ.

Акцизами не облагаются подакцизные товары, импортируемые физическими лицами по нормам, предусмотренным таможенным законодательством ТС и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Импорт следующих подакцизных товаров согласно статье 299 Налогового кодекса РК освобожден от акциза:

1) подакцизные товары, необходимые для эксплуатации транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, во время следования в пути и в пунктах промежуточной остановки;

2) подакцизные товары, оказавшиеся вследствие повреждения до пропуска их через таможенную границу ТС не пригодными к использованию в качестве изделий и материалов;

3) подакцизные товары, ввезенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования лицами из числа дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними. Указанные товары освобождаются от уплаты акциза в соответствии с международными договорами, участником которых является РК;

4) подакцизные товары, перемещаемые через таможенную границу ТС, освобождаемые на территории РК в рамках таможенных процедур, установленных таможенным законодательством ТС и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, за исключением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления;

5) спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), зарегистрированная в соответствии с законодательством  Республики Казахстан. При этом порядок государственной регистрации, перерегистрации и внесение изменений в регистрационное досье лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники регламентированы статьей 71 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года № 193-IV (далее – Кодекс о здоровье).

Применительно к акцизу налоговым периодом согласно статье 295 Налогового кодекса является календарный месяц.

Уплата акциза на основании статьи 293 Налогового кодекса производится по месту нахождения объекта обложения.

Плательщики акциза, осуществляющие оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, уплачивают акциз по месту нахождения объектов, связанных с налогообложением.

В случае импорта подакцизных товаров с территории государств – членов ТС уплата акциза производится по месту нахождения (жительства) плательщика акциза.

Сроки уплаты акциза

Акциз на подакцизные товары согласно статье 292 Налогового кодекса подлежит перечислению в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом (месяцем).

По подакцизным товарам, произведенным из давальческих сырья и материалов, акциз уплачивается в день передачи продукции заказчику или лицу, указанному заказчиком.

При передаче сырой нефти, газового конденсата, добытых на территории РК, на промышленную переработку акциз уплачивается в день их передачи.

Акциз на подакцизную алкогольную продукцию, за исключением виноматериала, пива и пивного напитка уплачивается до получения УКМ.

Подтверждение налоговыми органами факта уплаты акциза по импортированным с территории государств – членов ТС подакцизным товарам в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов путем проставления соответствующей отметки либо мотивированный отказ в подтверждении осуществляется в порядке, предусмотренном уполномоченным органом.

Правила подтверждения органами государственных доходов факта уплаты НДС по импортированным товарам и акциза по импортированным подакцизным товарам с территории государств – членов ТС либо мотивированного отказа в подтверждении утвержден приказом министра финансов РК от 15 января 2015 года № 27.

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПОДАКЦИЗНЫМИ ТОВАРАМИ

В соответствии со статьей 653 Налогового кодекса контроль за подакцизными товарами осуществляется налоговыми органами в части соблюдения производителями, лицами, осуществляющими оборот подакцизных товаров, банкротными и реабилитационными управляющими при реализации имущества (активов) должника порядка маркировки отдельных видов подакцизных товаров, перемещения подакцизных товаров на территории РК, а также путем установления акцизных постов.

Маркировка подакцизной продукции

На основании  пункта 2 статьи 653 кодекса алкогольная продукция, за исключением виноматериала, пива и пивного напитка, подлежит маркировке УКМ, табачные изделия – акцизными марками в порядке, установленном уполномоченным органом.

Подпунктом 19 статьи 1 Закона о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции установлено, что маркировка – это текст, условное обозначение и рисунки, несущие информацию для потребителя и нанесенные на этикетки, контрэтикетки, кольеретки и упаковки.

Правила маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением виноматериала, пива и пивного напитка, УКМ и табачных изделий акцизными марками, а также формы, содержания и элементов защиты акцизных и учетно-контрольных марок утверждены приказом министра финансов РК от 27 февраля 2015 года № 144 (далее – Правила маркировки).

В соответствии с данными Правилами подлежит маркировке:

– УКМ – алкогольная продукция, за исключением виноматериала, пива и пивного напитка, розлитая в потребительскую тару в соответствии с нормативной и технической документацией;

– акцизными марками – табачные изделия, упакованные в потребительскую тару.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1 Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий» от 12 июня 2003 года № 439-II (далее – Закон о производстве и обороте табачных изделий):

– акцизная марка – это марка форматом 44×20 мм, обладающая элементами защиты, наносимая на единицу табачной продукции в соответствии со статьей 653 Налогового кодекса зеленого цвета на продукцию отечественного производства и красного цвета – импортного табачного изделия;

– УКМ – это специальная разовая наклейка форматом 65×17 мм с необходимыми элементами защиты установленной формы и содержания, несущая в себе информацию, предназначенную для идентификации алкогольной продукции (кроме виноматериала, пива и пивного напитка) с целью учета и осуществления контроля за ее оборотом (кроме экспорта). Имеет невидимое изображение, проявляющееся под ультрафиолетовыми лучами (буквенная символика), ирисный раскат – постепенный переход от одного цвета к другому с радужным эффектом, ленту, меняющую цвет при изменении угла зрения.

Маркировку осуществляют:

– производители подакцизных товаров;

– импортеры подакцизных товаров;

– банкротные и реабилитационные управляющие при реализации имущества (активов) должника по адресу их хранения.

УКМ наклеивается голограммой в нижнем направлении на потребительскую тару таким образом, чтобы при вскрытии потребительской тары нарушалась целостность УКМ в целях исключения ее повторного использования.

УКМ плотно приклеивается к потребительской таре и обеспечивает ее идентификацию и считывание штрих-кодовой информации считывающим устройством.

Производители алкогольной продукции и табачных изделий производят наклеивание УКМ и акцизных марок на готовую продукцию, предназначенную для реализации на территории РК, по адресу производства.

Конкурсные и реабилитационные управляющие при реализации имущества (активов) должника производят маркировку алкогольной продукции или табачных изделий УКМ или акцизными марками по адресу их хранения.

Маркировка алкогольной продукции или табачных изделий, ввозимых на территорию РК в рамках импорта УКМ или акцизными марками, осуществляется за пределами территории РК, кроме случаев, не подлежащих обязательной маркировке.

Лицо, осуществляющее импорт алкогольной продукции в РК из стран ТС, согласно пунктам 5-1, 5-2, 5-3, 5-4, 5-5, 5-6 статьи 653 Налогового кодекса представляет в территориальное подразделение уполномоченного органа по областям, городам республиканского значения и столицы до получения УКМ обязательство о целевом использовании УКМ при импорте алкогольной продукции в РК из стран ТС (далее – обязательство).

В случае непредставления импортером обязательства УКМ импортеру не выдаются.

При этом обязательство обеспечивается путем внесения в национальной валюте РК денег на счет временного размещения денег территориального подразделения налогового органа.

При неисполнении импортером такого обязательства о целевом использовании УКМ обеспеченного деньгами, территориальное подразделение налогового органа по истечении 5 рабочих дней перечисляет деньги со счета временного размещения денег в доход республиканского бюджета.

С 1 января 2016 года предусмотрен возврат (зачет) внесенных денег на счет временного размещения денег территориального подразделения налогового органа в течение 10 рабочих дней после представления отчета об исполнении обязательства импортера о целевом использовании УКМ при импорте алкогольной продукции в РК из стран ТС.

Акцизная марка размещается следующим образом:

– на мягкой пачке сигарет с фильтром текст или рисунок на акцизной марке, закрывающей верхнюю плоскость пачки, должен быть ориентирован в том же направлении, что и передняя плоскость пачки, и располагаться по центру (на равном расстоянии от правого и левого края, передней и задней стенки);

– на пачке сигарет с фильтром с откидной крышкой акцизная марка должна располагаться на задней плоскости пачки, закрывать угол и переходить на боковую плоскость пачки;

– на пачке сигарет без фильтра акцизная марка должна располагаться на задней плоскости пачки вертикально на равном расстоянии от левого и правого края и пересекать место вскрытия пачки;

– на пачке для папирос текст или рисунок на акцизной марке, закрывающей верхнюю плоскость пачки, должен быть ориентирован в том же направлении, что и передняя плоскость пачки, и располагаться по центру (на равном расстоянии от правого и левого края, передней и задней стенки);

– на пачке других табачных изделий акцизная марка должна располагаться по центру задней поверхности пачки (на равном расстоянии от правого и левого края, передней и задней стенки).

Упаковка пачки табачных изделий целлофаном (если таковая предусмотрена) должна производиться поверх наклеенной на пачку акцизной марки.

Акцизная марка на табачные изделия должна размещаться таким образом, чтобы при вскрытии пачки акцизная марка повреждалась.

При наклеивании акцизных марок на табачные изделия должен использоваться клей, не позволяющий снять марку с товара без ее повреждения и повторно использовать акцизную марку. Клей, применяемый для наклеивания акцизных марок, должен быть устойчив к высоким и низким температурам, различным уровням влажности для исключения его высыхания и отслоения от товара.

Алкогольная продукция или табачные изделия, ввозимые на территорию РК и помещенные под таможенные процедуры, не предусматривающие маркировку УКМ или акцизными марками, в случае их реализации на территории РК подлежат обязательной маркировке УКМ или акцизными марками с уплатой акциза в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Запрещается оборот подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными и (или) УКМ, согласно пункту 4-1 статьи 653 Налогового кодекса в виде хранения, реализации и (или) транспортировки подакцизной продукции без акцизных и (или) УКМ, а также с марками неустановленного образца и (или) не поддающимися идентификации, кроме случаев, не подлежащих обязательной маркировке, предусмотренных пунктом 4 данной статьи.

При этом, согласно пункту 4 статьи 653 Налогового кодекса не подлежат обязательной маркировке УКМ алкогольная продукция и акцизными марками – табачные изделия:

1) экспортируемые за пределы РК;

2) ввозимые на территорию РК владельцами магазинов беспошлинной торговли, предназначенные для помещения под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Условия включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли регламентированы статьей 54 Таможенного кодекса. Условия помещения товаров под таможенную процедуру беспо">

...


вернуться назад