+7 (727) 346-83-53 Алматы
+7 (7172) 36-64-64 Астана
Рубрика статей

Обжалование результатов налоговых проверок
08.02.2012

Автор:
Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Для поиска на странице нажмите CTRL+F

Обжалования  результатов налоговых проверок   

Соблюдение налоговой дисциплины является долгом и обязанностью каждого налогоплательщика. При этом отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками должны основываться на принципах справедливости и законности, что, к сожалению, не всегда соблюдается налоговыми органами, в том числе нередко по причине незнания налогоплательщиками своих прав и обязанностей, процедуры проведения налоговых проверок.
 
Законодательные основы обжалования результатов налоговых проверок
В соответствии со статьей 13 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщик вправе обжаловать в установленном Налоговым кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан порядке уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, а также действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы.
При этом одной из основных обязанностей органов налоговой службы на основании статьи 20 Налогового кодекса является соблюдение прав налогоплательщика (налогового агента) и защита интересов государства.
Правовой базой защиты налогоплательщиков (налоговых агентов) являются Конституция Республики Казахстан, Налоговый кодекс, Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» и иные нормативно-правовые акты.
Возникшие между государством и налогоплательщиком (налоговым агентом) споры рассматриваются в порядке, установленным законодательством Республики Казахстан.
Действующее налоговое законодательство предусматривает обжалование уведомления о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление и действий (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы в вышестоящий орган налоговой службы или уполномоченный орган. Кроме того,  нормами налогового законодательства для налогоплательщика предусматривается право обжалования в суд.
В органах налоговой службы имеются соответствующие структурные подразделения по налоговым апелляциям, к функциональным обязанностям которых относятся рассмотрение жалоб налогоплательщиков на результаты налоговых проверок.
В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик (налоговый агент) обращается с жалобой в вышестоящий орган налоговой службы в течение тридцати рабочих дней со дня вручения налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления.
В то же время налогоплательщику (налоговому агенту) при подаче жалобы необходимо знать обо всех правовых последствиях, которые наступают для него в связи с подачей жалобы.
В соответствии со статьей 674 Налогового кодекса подача жалобы налогоплательщиком (налоговым агентом) приостанавливает:
- в вышестоящий орган налоговой службы - исполнение обжалуемого уведомления о результатах налоговой проверки до вынесения письменного решения вышестоящего налогового органа и истечения времени, отведенного для обжалования вынесенного письменного решения в уполномоченный государственный орган;
- в суд - исполнение уведомления о результатах налоговой проверки в обжалуемой части до вступления в законную силу судебного акта.
При этом порядок подачи, а также форма и содержание жалобы регламентированы  положениями статей 667 и 668 Налогового кодекса.
В случае несогласия налогоплательщика с решением вышестоящего органа налоговой службы, уполномоченным органом производится пересмотр решения по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах налоговой проверки.
Орган налоговой службы, в ходе рассмотрения жалобы по вопросам, изложенным в жалобе налогоплательщика, рассматривает материалы проверки, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, иные документы, имеющие отношение к делу. В случае необходимости,  орган налоговой службы, рассматривающий жалобу, вправе запрашивать у налогоплательщика (налогового агента) или у соответствующего органа налоговой службы дополнительную информацию,  либо пояснения по вопросам, изложенным в жалобе; производить запрос в государственные органы и юридическим лицам со стопроцентным участием государства по вопросам, находящимся в компетенции таких государственных органов и юридических лиц; проводить встречи с налогоплательщиком (налоговым агентом) по вопросам, изложенным в жалобе.
Также в случае необходимости  орган налоговой службы, рассматривающий жалобу, вправе назначить дополнительную, а при необходимости и повторную дополнительную проверку. При этом проведение дополнительной проверки не может быть поручено органу налоговой службы, проводившему налоговую проверку, результаты которой обжалуются.
Решение по жалобе налогоплательщика (налогового агента) выносится в срок не более тридцати рабочих дней, а по жалобам крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, не более сорока пяти рабочих дней с даты регистрации жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы приостанавливается:
– при проведения дополнительной и повторной дополнительной проверок - до завершения;
– при направлении запроса в государственные органы и юридическим лицам со стопроцентным участием государства, а также в компетентные органы иностранных государств - до момента получения ответа.
В соответствии со статьей 671 Налогового кодекса по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах налоговой проверки вышестоящим органом налоговой службы выносится одно из следующих решений:
1) оставить обжалуемое уведомление о результатах налоговой проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения;
2) отменить обжалуемое уведомление о результатах налоговой проверки полностью или в части.
В соответствии со статьей 681 Налогового кодекса по итогам рассмотрения жалобы уполномоченным органом выносится одно из следующих решений:
1) оставить обжалуемое уведомление о результатах налоговой проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения;
2) отменить обжалуемое уведомление о результатах налоговой проверки полностью или в части.
Таким образом, налоговым законодательством Республики Казахстан установлен достаточно четкий порядок обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомлений о результатах налоговой проверки и (или) решений вышестоящего органа налоговой службы, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, а также действий (бездействий) должностных лиц органов налоговой службы.
 
Практика обжалования результатов налоговых проверок
Рассматривая историю обжалования результатов налоговой проверки налогоплательщиками, следует сказать, что в 90-х годах прошлого века налогоплательщикам приходилось разъяснять их право на обжалование результатов налоговой проверки (и это вызывало удивление налогоплательщиков). К концу прошлого века сложилась ситуация,   когда про­фессиональные налоговые консультанты и юристы зачастую убеждали налогоплательщика в реальности нарушения налогового законодательства и предлагали налогоплательщику согласиться с результатами налоговой проверки, несмотря на его желание оспаривать результаты налоговой проверки.
Несмотря на то, что налоговым законодательством предусмотрен как административный, так и судебный порядок обжалования результатов налоговой проверки, следует констатировать, что в последние три года результаты административного порядкаобжалования налоговой проверки не всегда удовлетворяет интересы заявителя (налогоплательщика). Ответ вышестоящего органа налоговой службы и/или уполномоченного органа налоговой службы на жалобу налогоплательщика зачастую полностью повторяет содержание акта налоговой проверки, не дает ответа на поставленные вопросы, при рассмотрении жалобы по существу не рассматриваются приведенные доводы и не анализируются представленные документы. В связи с тем, что административный порядок налогоплательщиком  уже не воспринимается как возможность в полной мере отстоять свои законные права, способ защиты своих прав в судебном порядке обретает все большую актуальность.
В настоящее время это, скорее, способ выиграть время для формирования своей позиции в суде и возможность еще раз оценить имеющиеся доказательства и/или истребовать необходимые документы (что наиболее актуально для компаний-нерезидентов). Пока у налогоплательщиков сохраняется надежда на судебный порядок обжалования, однако, обращая внимание на практику работы судов, и эта надежда уже утрачена налогоплательщиками, и обращение в региональные суды оценивается только как необходимая процессуальная стадия, а не способ защиты своих прав. В конце концов,  и в суд налогоплательщик обращается за защитой законом установленных прав. Судебная практика порой диктует совершенно иные ценностные установки.
Можно приве">

...

Для получения полного доступа к сайту, Авторизуйтесь или купите полный доступ, либо пройдите бесплатную регистрацию!


вернуться назад